В то время у нас функционировало несколько кружков технической направленности: «Программирование и конструирование лего-роботов», «Проектная деятельность и соревновательная робототехника», «Программирование электроники». Участие в чемпионате профессионального мастерства было в новинку, и именно тогда я впервые услышал слова «компетенция», «компатриот» и множество других терминов из регламента чемпионата WorldSkills.
После ознакомления с регламентом чемпионата настало время подбора участников. Пожалуй, это был самый ответственный момент: ведь участники должны обладать не только «жесткими» навыками - hard skills, - позволяющими им успешно выполнить конкурсное задание, но и «мягкими» навыками, такими как способность работать в команде, критическое мышление, тайм-менеджмент, лидерство, креативность.
Среди всех обучающихся в результате внутреннего отбора нашлось два будущих участника чемпионата в компетенции «Интернет вещей». Подготовка команды занимала несколько месяцев и включала в себя выполнение базового задания по компетенции и, главное, психологическую адаптацию школьников к успешному выступлению в непривычных условиях конкурсной площадки чемпионата.
Немного подробнее опишу ключевые моменты подготовки. Меня не раз выручали доверительные отношения с командой: так важно, чтобы участники, не стесняясь, могли обратиться к компатриоту и сообщить о трудностях выполнения конкурсного задания, задать уточняющие вопросы, услышать одобрение или аргументированную критику. Объяснение присутствующих в задании сложных технических терминов школьникам, конечно, отличается от формы общения со студентами колледжей, где я начинал свою профессиональную педагогическую деятельность. Школьники более ориентируются на аналогии, которые им приводит компатриот, а студенты колледжей - на опыт, полученный в ходе лабораторных и практических работ.
Выполнение второй, практической, части конкурсного задания осуществлялось в лабораториях колледжа, что в будущем послужило основанием городского проекта «Юные мастера» (уроки технологии на базе колледжей). Благодаря профильным площадкам участники смогли ознакомиться с современным оборудованием и сформировать необходимые компетенции для победы на чемпионате.
Наступает дата чемпионата… В такие дни напряжение ощущает вся команда во главе с компатриотом. В этой ситуации главное - сконцентрироваться и сохранить настрой на успешное выполнение задания, невзирая на внешние факторы. Во время чемпионата возможны поломки оборудования, посетители могут отвлекать своими комментариями - это может ввести в состояние заблуждения и растерянности всю команду. Ответственность по контролю и недопущению подобных ситуаций лежит на экспертах и компатриоте, которые должны четко следовать регламенту и оперативно реагировать на происходящие события.
По результатам национального чемпионата 2017 года наша команда заняла 1‑е место - стала чемпионом Российской Федерации в компетенции «Интернет вещей 14+», а у меня как компатриота появился отличный опыт профориентации школьников.
Сейчас уже 2020 год… Ежегодно занимаясь подготовкой участников к чемпионату, важно эффективно использовать ресурсы профильных площадок московских колледжей в рамках проектов «Кружки от чемпионов» и «Уроки технологии на базе колледжей». Зачастую в колледжах проводят занятия студенты, которые достигли высоких результатов, участвуя в чемпионатах, знают и прочувствовали на себе подводные камни конкурсного задания. Участникам предоставляется уникальная возможность попробовать себя в разных профессиях и, возможно, сделать первый шаг к своей будущей карьере. Обращаясь к читателям газеты, хочется пожелать: верьте в свои силы, открывайте целеустремленных учеников, желающих изучать современные компетенции в условиях цифровой эпохи.

Леонид ЛЕДОВСКИЙ,
учитель технологии школы №1222 имени Маршала Советского Союза И.Х.Баграмяна