И неуспеха, к сожалению, тоже. Именно за школьной партой ребята впервые начинают задавать себе вопросы: «Чего я хочу добиться в жизни? Чем мне лучше всего заниматься, чтобы стать счастливым человеком? Чему обучаться и где?» Работу по раскрытию талантов и склонностей учеников можно и нужно сделать более эффективной. Мы рассмотрим, как для московских школьников реализуется принцип непрерывной образовательной траектории, на примере сотрудничества с колледжами.

Четкая линия
Попробуем разобраться в значении понятия «непрерывная образовательная траектория». В физике траектория - это путь какого-либо тела, условная линия, вдоль которой тело двигается в пространстве. И ее можно рассчитать заранее, если знать желательное место, в котором необходимо оказаться. Непрерывный - не имеющий перерывов, промежутков, тянущийся сплошной линией. Слово «образование» объединяет множество культурных, научных и социальных значений (даже создание, возникновение, появление чего-либо на свет можно назвать образованием). Но здесь мы, пожалуй, рассмотрим его в контексте получения знаний и умений, которые ведут к профессиональной реализации в дальнейшем.
То есть непрерывную образовательную траекторию тоже можно сравнить с линией, которая обеспечит максимально короткий и эффективный путь школьника к желательному профессиональному будущему. И как правило, в этом будущем каждый себя хотел бы видеть успешным человеком, довольным своей деятельностью и тем, как его природные таланты и личные интересы реализованы в обществе. Но как прийти в эту «точку», не теряя драгоценное время на ошибки и бессистемный поиск себя? Очевидно, что для этого нужно свести к минимуму лишние движения и сделать свою «линию» четкой, понятной, эффективной.
Московская система образования сейчас активно внедряет этот принцип непрерывности в работу со школьниками. Ребятам с ранних лет предлагают участие в разных программах, которые выстраивают образовательный маршрут ученика, позволяют ему самому влиять на развитие профессиональных событий своей жизни. А путь этот, как правило, лежит через основные точки: пробы, выбор, углубленное погружение и так далее.

Шаг за шагом
Например, московский колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 сейчас задействует весь производственный потенциал своих подразделений, чтобы создать для школьников столицы среду для самоопределения и развития. Участвуя в городских проектах «Профессиональное обучение без границ» (ПОБГ) и «Юные мастера» (уроки технологии на базе колледжей) (ЮМ), колледж выступил высокотехнологичной площадкой, на которой подростки осваивают азы профессионального мастерства. И один проект становится естественным продолжением другого - так реализуется принцип непрерывности.
В проекте «Юные мастера» (уроки технологии на базе колледжей) учащиеся 5‑9‑х классов впервые приходят в «26 КАДР» на уроки технологии (только в 2019‑2020 учебном году планируется, что на уроках в колледже побывает около 7000 человек), и это становится первым шагом на пути построения своей траектории. Ребята знакомятся с возможностями колледжа, совершают первые профессиональные пробы. Каждый урок построен так, чтобы ребенок изучил какую-то конкретную небольшую прикладную технологию и даже получил продукт, сделанный своими руками. Школьники могут выбрать сразу несколько направлений обучения, освоить разные компетенции и определиться, какая отрасль им интересна.
Сегодня заинтересовать образовательным процессом учеников 5‑7‑х классов (а это основная целевая аудитория проекта ЮМ), которые давно на «ты» с различными гаджетами, без использования современного оборудования и технологий практически невозможно. «26 КАДР» активно развивает материально-техническую базу, а для проведения уроков технологии использует площадки с современным оборудованием, лаборатории и мастерские по подготовке к различным направлениям и компетенциям WorldSkills Russia. Колледж также проводит городские открытые уроки технологии по компетенциям WorldSkills Junior, которые помогают повышать привлекательность трудового обучения и профессиональных чемпионатов.

Обмен опытом
- Наша школа активно сотрудничает с колледжем №26 в рамках городских проектов, в том числе проекта «Юные мастера» (уроки технологии на базе колледжей), - говорит директор школы №2127 Инна Казакова. - Поначалу это были разовые посещения мастер-классов по различным профильным направлениям как педагогами, так и ребятами в рамках внеурочной деятельности. Но в дальнейшем администрацией школы было принято решение о системном участии в проекте наших обучающихся. И с сентября 2019 года школа заключила договор о сетевой форме реализации образовательной программы предметной области «Технология». Учащиеся пятых классов приходят в подразделения колледжа в сопровождении классных руководителей и учителей технологии. Там они осваивают различные способы работы с материалами, приобретают навыки ручного труда и работы с инструментом в соответствии с расписанием, согласованным школой и колледжем.
По словам Инны Владимировны, в этом учебном году более 240 учеников школы №2127 принимают участие в уроках технологии на базе колледжа. И отзывы у проекта замечательные - как со стороны ребят, так и от их родителей.
- Эти уроки расширяют кругозор учащихся, дают им исчерпывающие знания о разных профессиях, формируют у школьников технологическую грамотность, а также прививают компетенции, необходимые для выстраивания образовательно-профессиональной траектории, - рассуждает Инна Казакова. - Ребята знакомятся с новым оборудованием, инструментами, осваивают азы профессии и погружаются в нее, примеряют на себя те или иные виды деятельности, что способствует повышению мотивации к обучению. Это практико-ориентированный подход для выбора профиля обучения в старшей школе.
Также Инна Казакова отмечает, что участие в проекте ЮМ для педагогов школы - это отличная возможность обменяться с мастерами производственного обучения колледжа опытом, методиками преподавания предмета «Технология», включить в программу изучение элементов как традиционных, так и наиболее перспективных профессиональных направлений, разнообразить формы технологического образования с учетом возрастных особенностей развития детей и стремительно развивающихся современных технологий.

Преемственность программ
Образовательные программы проекта «Юные мастера» (уроки технологии на базе колледжей) направлены на выявление ранних профессиональных интересов, но в то же время многие из них сообщаются с программами дополнительного образования колледжа и городским проектом «Профессиональное обучение без границ», также реализуемого в «26 КАДР». Участвуя в последнем, подросток может освоить какую-то прикладную профессию еще до окончания школы и получить документальное тому подтверждение - свидетельство о профессии рабочего, служащего с присвоением квалификации.
Для примера, программа уроков ЮМ «Химические технологии органических веществ» рассчитана на 4 учебных часа. И если школьнику, освоившему ее, захочется большего, он сможет в дальнейшем обучиться профессии «лаборант химического анализа» и получить свидетельство. Короткая программа ЮМ «Школа ремесел», состоящая из трех образовательных модулей, рассчитанная на 6 часов урока технологии, позволяет в дальнейшем выбрать одну из программ проекта ПОБГ: «Исполнитель художественно-оформительских работ», «Декоратор витрин» или «Художник росписи по дереву». Таким образом, у ребят появляются не только первые технологические знания и опыт, но и возможность формировать профессиональную траекторию и не столкнуться в будущем с ситуацией неопределенности.
В проекте ПОБГ могут участвовать учащиеся 9‑11‑х классов, и это второй шаг непрерывной образовательной траектории. Занятия школьники могут посещать как в колледже, так и в собственной школе после основных уроков. Программы разработаны в соответствии с требованиями квалификационных характеристик по профессиям. Чаще всего обучение проходит по модульной системе. Причем каждый модуль включает в себя определенный раздел учебного плана, после проверки знаний по которому школьник получает сертификат. В конце программы выпускник сдает квалификационный экзамен, где должен продемонстрировать все полученные навыки. По результатам аттестации он получает свидетельство с присвоением квалификации (разряда, класса, категории и так далее).
Еще один вариант участия в проекте «Профессиональное обучение без границ» - обучение на базе кружков дополнительного образования, которые организуются в школе или колледже. Посещая занятия, школьник осваивает один из модулей профессиональной подготовки и получает сертификат. После того как ученик проходит программу определенных кружков и получает необходимый набор сертификатов, он сдает квалификационный экзамен по профессии.

Future skills
Система показала себя настолько эффективной и востребованной, что только в «26 КАДР» за все время существования проекта ПОБГ (с 2016 года) количество школьников, посещающих образовательные программы колледжа, практически сравнялось с количеством студентов. Только в этом учебном году запущено 27 программ обучения, на которых обучаются более 5000 школьников. Планируется, что более 700 обучающихся на программах проекта выйдут в этом году на демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills.
Все профессии колледжа (и не только этого, но и других колледжей Москвы), востребованы на рынке труда. Причем спрос превышает предложение. Наиболее популярные профессии среди ребят - это «лаборант химического анализа», «цифровой куратор» и «чертежник». Профессии инженерного и IT-направлений включают в себя модуль future skills по компетенциям «Разработка виртуальной и дополненной реальности», «Информационное моделирование зданий и сооружений (BIM)».
- Проект «Профессиональное обучение без границ» предполагает освоение профессиональных знаний по обширному кругу направлений - от IT-сферы до направлений дизайнерского искусства, - говорит директор Школы имени Ф.М.Достоевского Ярослав Жуков. - Уже более ста наших учеников прошли профессиональное обучение и получили свидетельства о присвоении квалификации по таким специальностям, как «водитель автомобиля», «слесарь по ремонту авто», «исполнитель художественно-оформительских работ», «декоратор витрин» и даже «оператор электронно-вычислительных машин». Мы высоко ценим сотрудничество с «26 КАДР» не только за интересный набор специальностей, но и за подход преподавателей к своему делу. Обучающиеся нашей школы уже не первый год получают качественное профильное и предпрофильное образование, отмечая высокий профессионализм сотрудников колледжа, а также тот факт, что обучение проходит на современных площадках с использованием широкого спектра инструментов и материалов для теоретического и практического использования во время всего процесса обучения.
Конечно, это не полный перечень того, что предлагают сегодня колледжи школам для углубленной работы с профессиональным самоопределением учеников. Однако уже здесь можно увидеть положительный опыт, который можно транслировать на всю страну.

Олеся ПОПОВА,
специалист Центра дополнительного образования «26 КАДР»