Защита индивидуального проекта рассматривается как основная процедура оценки метапредметных результатов. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках самостоятельной работы, специально отведенной учебным планом, и представляется в виде завершенного учебного исследования. Основная цель проектной деятельности - продемонстрировать достижения в самостоятельном освоении тех областей знаний или видов деятельности, которые обучающийся выбрал самостоятельно и к которым проявляет интерес. Организовать и оценить проектную деятельность можно по-разному, но обязательными условиями всегда останется наличие четко сформулированных критериев оценки и соблюдение правил цитирования. В результате проектной деятельности формируется способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Результат проектной деятельности может быть оценен по итогам рассмотрения экспертной комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской и презентации обучающегося с учетом отзыва научного руководителя.
Обучающиеся могут выполнять и групповые проекты. В таком случае тема проекта выбирается в соответствии с коллективными интересами и учетом индивидуальных особенностей участников группы. При индивидуальной работе формируется чувство персональной ответственности за результат, есть возможность продвигаться в комфортном темпе, приобретается опыт работы на всех этапах выполнения проекта. При коллективной деятельности формируется умение работать в команде и сотрудничать, за счет согласованности по срокам выполнения отдельных частей проекта. Но есть риск недостаточно глубокой проработки некоторых этапов проектной деятельности участниками проектной группы.
Российское движение школьников, являясь экосистемой поддержки социально полезных инициатив, становится платформой, на которой обучающиеся могут делать свои первые шаги в проектной деятельности. Такие шаги основываются на выборе ребенка и его неподдельном интересе. Участвуя в событиях Московского регионального отделения Российского движения школьников (например, в «РДШ - территория самоуправления» или «Вектор успеха»), обучающиеся знакомятся с различными проектными технологиями и пробуют воплотить свои идеи в жизнь. Как и в любой деятельности, постоянные тренировки дают хороший и стабильный результат, а обмен опытом и идеями среди участников событий позволяет научиться выявлять интересные проектные идеи, технологии и подходы. Такая «насмотренность» к старшим классам дает четкое понимание о специфике проектной деятельности и развивает проектное мышление. Кроме того, у обучающихся, занятых в проектной деятельности, формируется свой определенный пул интересов, который они с легкостью перекладывают на работу над индивидуальным исследовательским проектом, работая по следующей схеме:
1. Определение научного руководителя.
2. Выявление проблемы, которая требует решения.
3. Выбор темы и ее точная формулировка.
4. Формирование проектной группы или принятие решения работать самостоятельно.
5. Постановка цели проекта.
6. Анализ имеющейся информации и обнаружение недостаточности знаний.
7. Поиск наилучшего способа достижения цели путем анализа альтернативных решений.
8. Построение алгоритма деятельности.
9. Планирование реализации проекта.
10. Анализ имеющихся и необходимых ресурсов.
11. Выполнение плана, в том числе текущий контроль за исполнением поставленных задач.
12. Внесение изменений в проектный план.
13. Подготовка презентационных материалов.
14. Презентация проекта.
15. Анализ выполнения проекта.
16. Поиск возможности использования результатов проекта.
17. Оценка качества выполнения проекта.
Такой алгоритм организации проектной деятельности подходит как для социального, так и для научного проектирования. Но, работая по данной схеме, важно помнить, что движущей силой и залогом успеха реализации проекта всегда будет интерес обучающегося к выбранной теме исследования.

Наталья ЛОПА,
педагог-организатор Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара