Как может помочь в этом процессе взрослеющим людям учитель русского языка и литературы? Я понимаю свои задачи так: объяснить, что язык нам дан для общения, для познания. Умение грамотно строить свою разговорную речь формирует более важный навык - умение правильно формулировать свои мысли, желания, цели, то есть понимать себя. Научившись понимать себя, мы начинаем лучше понимать и других. А это платформа для того, что составляет смысл человеческой жизни, - общения.
Предложение организовать кружок журналистики вызвало настоящий восторг. Сразу зароились мысли, идеи, предложения. Но все оказалось не так просто: не случайно у нас появилась своя, для внутреннего пользования, присказка - «думайте по-русски». Выражение собственных мыслей оказалось целым искусством. Умение «общаться» со словом пришло не сразу. Поиск нужного выражения, его осознание в контексте и без стали первой ступенью к формированию правильных формулировок своих мыслей. Мы постигали, что написать «сложно» и «умно» не всегда значит понятно. А в этом случае смысл нашей деятельности сводится к нулю. Постепенно выстраивалась цепочка: слово - формулировка - понимание - более глубокий взгляд на человека, явление, предмет - общение - отклик.
Оказалось, чтобы быть журналистом, хотя бы и школьной газеты, надо уметь много. Мы исправляли орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки, в результате чего наша речь становилась все более грамотной и понятной. Обсуждая наполнение следующего номера, мы учились слушать друг друга и более четко выражать свои собственные мысли. Постепенно стало получаться не противостоять, а доказывать, убеждать. Пришло умение работать в команде. Обращение к такой форме работы, как интервью, помогло преодолеть страх общения и замкнутость. Когда ты видишь этот результат, осознаешь, что все не зря.
- Период моего обучения в школе совпадает с периодом одного из самых стремительных рывков в становлении моей личности, - рассказывает ученица 9‑го класса, журналист школьной газеты «Ковчег-пресс» Анастасия Фурсова. - Поэтому помимо основной учебной программы, которая дает базу знаний и является необходимостью, важную роль играют хобби, которые мы выбираем для себя. Одним из таких хобби для меня является школьный кружок журналистики. Я была удивлена тем, сколько нового может открыть для человека, казалось бы, обычный школьный кружок! Занимаясь написанием статей и подготовкой материала, я начала наблюдать некоторые перемены в себе. Оказалось, что помимо разгрузки после учебы я получила возможность для формирования многих полезных качеств. Во-первых, это стимул к развитию. Для статьи ты подбираешь информацию, погружаешься в тему. Начинаешь постепенно разбираться в ней. Смотришь на нее с разных ракурсов, что развивает аналитические способности. Если работаешь с социальными темами, ты должен быть объективным, чтобы грамотно оценить ситуацию. Кроме того, при написании статей развиваются умения абстрагироваться от окружающего мира и концентрироваться. Не менее важными являются формирование умения грамотно излагать свои мысли, рост словарного запаса, в целом развитие речи.
- Очень важен самостоятельный поиск, - рассуждает Анастасия, - идей для статьи. Ты смотришь вокруг себя, подмечаешь актуальные темы, проблемы, события. У тебя море вариантов, куда направить свой интерес! В зависимости от направленности статьи ты можешь по-разному работать: вычленять проблемы, анализируя их, или заниматься критикой, или делиться своим мнением, или просто информировать читателя. Каждое из приобретенных качеств помогает тебе понять не только себя, но и происходящее вокруг - что это, если не познание в его чистом виде? А еще это социализация, новые знакомства и связи. Ты взаимодействуешь с коллективом в той или иной степени. Особенно когда берешь интервью или проводишь соцопрос. Ты учишься работать в команде, не просто слушать, но и слышать, принимать во внимание мнения коллег, учитывать их в своей работе. Очень важно - вырабатывается умение адекватно воспринимать критику и исправлять свои недочеты. Все это составляет полезный опыт не только для тех, кто планирует в дальнейшем продвигаться в сфере журналистики, но и для всех, ведь умение грамотно выражать свои мысли необходимо в любой деятельности.
- Хобби, - добавляет ее «коллега» по «Ковчегу-пресс» и одноклассница Виктория Те, - это интерес, который отражает твой внутренний мир, показывает возможности и перспективы. Для детей хобби играет важную роль в жизни. Оно помогает определиться с будущей профессией, дает возможность реализовать свои идеи, учит фантазировать, работать в команде, быть общительным. На мой взгляд, именно для этого создаются кружки в школах - чтобы дети могли пробовать себя в разных сферах, находить новые знакомства, учиться чему-то новому вне школьной программы. Опираясь на свой личный опыт, могу с уверенностью сказать, что иметь занятие, которое тебе очень нравится, - это безумно круто!
- Для меня, - отмечает Виктория, - это наш школьный кружок журналистики. Благодаря ему уже даже начало учебного года стало насыщенным и максимально интересным: мы выбирали темы для номеров нашей газеты, чтобы ученикам, учителям и родителям было интересно ее читать. Первый выпуск был посвящен учителям нашей школы. При подготовке этого номера ко мне пришел мой первый опыт как репортера. Мы брали интервью у учителей, и с каждым новым интервью я стала замечать, что становлюсь более открытой, не боюсь задавать опросы, вести диалог. Мне было очень интересно слушать наших учителей, узнавать о них что-то новое.
Работая над каждой статьей, я расширила кругозор и стала увереннее в себе. Собирая информацию, я училась максимально грамотно подавать материал, старалась не задеть чужое мнение. Я проверяла написанное по несколько раз, чтобы не было ошибок (и да - я стала грамотнее писать и на обычных уроках!). Кружок помог развить креативность и умение работать в команде, за что я благодарна Ольге Александровне и ребятам, с которыми тружусь над каждым номером. Возвращаясь к теме пользы кружков, хочу сказать, что очень важно каждому ребенку, каждому взрослому найти занятие по душе, приносящее радость и удовольствие!
Как мне кажется, процесс обучения кройке и шитью на правильном пути. И что бесконечно радует - он далеко не завершен. Еще много впереди неохваченных тем, идеи о наполнении номеров растут как грибы - где бы столько времени найти?! Есть над чем работать и в плане общения в команде, и в плане развития речи. Но уже сейчас я могу с уверенностью сказать: я горжусь своими учениками, своей редколлегией. Познание себя и мира вокруг делает их не только грамотнее во многих областях жизни, но и человечнее. А что может быть важнее человека, растущего человеком? Я считаю, что это основная задача гуманитарных наук.

Ольга АЛЕКСАНДРОВА,
учитель русского языка и литературы школы №1321 «Ковчег», руководитель кружка журналистики