​Быть человеком - значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому себя посвятил, человеку, которого любил.
Виктор Эмиль Франкл


Водоворот и спасжилеты
Если представить себе потребности обычного человека в виде пирамиды, то на ее вершине согласно психологу Абрахаму Маслоу располагается самоактуализация - результат максимального раскрытия потенциала личности и признания ее в обществе. Оканчивая школу, выпускник так или иначе начинает свой путь на эту вершину. Но успеха достигает не каждый. Безусловно, существует ряд системных ограничений, связанных с семейными возможностями, окружением, в результате которых появляется реальная угроза попасть в водоворот стремительно развивающегося рынка труда неподготовленным.
Наша задача - обеспечить ребят неким спасательным жилетом, который поможет им не утонуть в этом водовороте. Именно поэтому год за годом мы перерабатываем программы профориентации в поиске тех самых методов и средств, которые поспособствуют максимальному раскрытию талантов школьников, замотивируют преподавателей на сотрудничество с родителями и позволят создать принимающую и развивающую среду.
Меняется политическая, экономическая, экологическая ситуация в мире, и нет стопроцентной гарантии финансового обеспечения старости. При этом ни одна из моделей будущего не может быть универсальной, потому что у каждой модели есть ограничения. Такая картина может показаться удручающе тревожной, однако с этим уже сталкивались поколения до нас, в этих условиях будут жить и наши дети.
На что же может рассчитывать человек в ситуации неопределенности? Наиболее естественной в данных условиях будет надежда на развитие собственных компетенций, а в дальнейшем - на помощь своих детей. Чтобы это стало возможным, уже сейчас необходимо приложить усилия: во-первых, завоевать любовь и уважение детей, во-вторых, дать им качественное образование.

Т и V против W
В связи с этим возникает естественный вопрос: чему учить? И как определить тот самый набор компетенций, который станет наиболее востребованным в ближайшем будущем? Укрепилась тенденция к увеличению перечня знаний и умений, которыми должен обладать специалист, это видно из состава востребованных обучающих курсов.
В XX веке существовала Т-модель компетенций, где ведущими являлось одно единственное глубокое поле знаний и несколько сопутствующих навыков. Например, геолог - основная профессия, предполагающая обладание несколькими надпрофессиональными навыками: умение наблюдать, делать расчеты, строить графики и так далее. Постепенно пришло понимание, что этого недостаточно. И появилась так называемая V-модель. Она описывает ситуацию на рубеже XX-XХI веков, когда быть просто геологом или просто инженером недостаточно; эта модель располагается на стыке двух компетенций (геоинженерия). Человек, компетентный в двух областях знаний, с большей вероятностью найдет интересную и хорошо оплачиваемую работу.
Понимая это, предприимчивые родители начали стихийно образовывать детей по самым разным направлениям. А из-за того что качественно и глубоко освоить такое количество информации невозможно, у нас вырастают недостаточно квалифицированные «профессионалы», имеющие лишь набор поверхностных знаний.
Недавно специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков предложил W-модель. Речь идет о глубоком освоении двух-трех фундаментальных научных дисциплин и тренировке способностей, которые ранее считались практически не тренируемыми, - внимания, памяти, воли и стрессоустойчивости; эти навыки называются self-skills. Впервые возможности совершенствования этих способностей были продемонстрированы профессиональными бегунами. Открытие произошло благодаря использованию устройств биологической обратной связи, передающих данные о физическом состоянии спортсмена в реальном времени и позволяющих произвольно его изменять во время упражнений.
Перспективность обучения self-skills стала очевидной для всего мирового сообщества. Например, в России разрабатывались специальные системы занятий с упором на их совершенствование для участников чемпионата профессионального мастерства WorldSkills, и это привело к значительному улучшению их результативности в условиях соревнований. Тренировка self-skills в школьном возрасте позволит освоить любую предметную область с максимальным погружением и в более сжатые сроки. Происходит это за счет натренированной воли, внимания и обладания навыками работы в стрессовых ситуациях.

Личная заинтересованность прежде всего!
Дмитрий Песков дает ключевые рекомендации по обучению детей. Во-первых, необходимо сделать упор на глубокое овладение знаниями в области фундаментальных естественно-научных дисциплин. Разумеется, смартфон и круглосуточный доступ в Интернет не смогут заменить качественных знаний, которые ребенок освоил и способен применять. Именно это в ближайшем будущем даст конкурентное преимущество адаптированным к современным реалиям детям.
Во-вторых, судить о качестве обучения следует по объективным показателям - по результатам соревнований, по конкретным достижениям, разработкам. Для этого нужно обеспечить ребенку доступ к онлайн-площадкам соревнований. Это не только стимулирует к повышению уровня достижений и воспитывает соревновательный дух, но также способствует появлению стрессоустойчивости, необходимой в ситуациях неопределенности, готовит к испытаниям, с которыми не раз придется столкнуться во взрослой жизни.
Наконец, требуется проектное обучение. Особенно если речь идет о навыках коммуникации в команде. И оно должно строиться не только в диаде «родитель - ребенок», не только в коллективе одного класса или нескольких школ. Важна возможность выхода на международный уровень с большим количеством участников различных национальностей. Таким образом, школьник сможет обучиться взаимодействию с представителями различных культур (освоить технологию мультикультуральной коммуникации).
При этом участие обязательно должно быть личностно значимым для ребенка. Только в этом случае он усвоит знания и ценности. При искренней заинтересованности процессом происходит тренировка способности пребывания и работы в ситуации неопределенности, ребята учатся взвешивать риски, делать выбор и нести ответственность за него.

Раскрыть потенциал
Что еще важно учесть в профориентации? Стать успешным специалистом возможно только в том направлении, которое отвечает индивидуальным потребностям и целям человека. Каждый раз перед педагогами и тренерами, родителями и самим учащимся остро встает вопрос о привлекательности и перспективности профессии, теперь уже не только с точки зрения социальной востребованности, но и реализации потенциала и улучшения эмоционального состояния будущего специалиста. В этом деле так много оттенков и нюансов, неудивительно, что родителям и педагогам нужна помощь.
С целью оказать такую поддержку в октябре 2013 года при участии Департамента образования города Москвы был создан проект «Профессиональная среда». Главной миссией проекта организаторы считают увеличение количества москвичей, успешно получивших образование и занимающихся любимым делом. Для этого проект не только знакомит школьников с актуальными профессиями, но и помогает им совершить осознанный выбор.
В конечном итоге цель любого родителя - подготовить своих детей к счастливой и автономной жизни. Наиболее верным решением здесь является обеспечение постоянных тренировок, искусственно создаваемых трудностей с регулируемыми условиями. Именно такая форма работы основная в мероприятиях проекта, которые проходят как на территории школ, так и в стенах колледжей Москвы по субботам.
На базе школ проводятся тренинги с элементами игры, знакомящие детей со всем многообразием существующих и востребованных на рынке труда профессий. Также здесь ребята узнают, какими навыками и личностными качествами должны обладать профессионалы, работающие в каждой конкретной области. Мероприятия проводятся в различных форматах, знания передаются в доступной форме и в интересных, захватывающих упражнениях («ПРОФтеатр», «Ток-шоу») и в форме соревнований («ПРОФИринг»).
И все же основная часть мастер-классов происходит на базе колледжей в рамках «Суббот московского школьника». Здесь школьники под грамотным и внимательным руководством носителей профессий могут самостоятельно пробовать себя в разных ролях, создавать своими руками продукты, используя элементы производственной техники.
Так, например, визитной карточкой колледжа сферы услуг №10 является мастер-класс по приготовлению изысканной итальянской пасты: здесь дети знакомятся с традициями и технологиями приготовления ресторанной еды. В колледже предпринимательства №11 огромной популярностью пользуется мастер-класс по огранке алмазов. Интересные события происходят не только для подростков. В Центре творческого развития и гуманитарного образования «Экономика - культура - образование» проходят веселые и развивающие мастер-классы для детей младшего школьного возраста. Дети занимаются рукоделием, осваивают основы геометрии, учатся размещать предметы в пространстве, получают представление о профессиях «архитектор» и «дизайнер».
Мероприятия проводятся даже в музеях Москвы! Это бесплатные и подробнейшие экскурсии, во время которых семьи знакомятся не только c экспонатами, но и с тонкостями профессий всех тех, о ком повествует музей, и тех, кто собирал экспозицию.
На площадках некоторых колледжей (колледж полиции, колледж малого бизнеса №4 и другие) проходят тренинги личностного роста, тренинги self-skills, тренинги навыков, необходимых для приема на работу, различные вспомогательные мастер-классы для желающих обучиться любой специальности (например, «Искусство составления резюме»), а также проходят профориентационные тестирования.
Большой интерес москвичей вызывают массовые мероприятия в форматах фестивалей, марафонов и квестов, где участники смогут ознакомиться со множеством профессий, поднять уровень своих компетенций, принять участие в соревнованиях и получить призы.
Проект «Профессиональная среда» является комплексным и доступным способом интеграции учебных учреждений, специалистов, учащихся и их семей в целостный и общественно значимый процесс профориентации. И участники проекта готовы делиться со всеми своим опытом и наработками.

Полина ГРИГОРЬЕВА,
педагог-организатор проекта «Профессиональная среда», педагог  «26 КАДР»

Основные достоинства проекта «Профессиональная среда»:
- территориальная доступность - мероприятия проходят в колледжах, школах, на предприятиях и открытых площадках во всех округах Москвы;
- возможность бесплатного участия во всех мероприятиях проекта;
- предложение актуальных специальностей и профессий;
- передача знаний о профессиях через знакомство с профессионалами, их рабочими местами и возможность попробовать себя в данной профессии;
- использование ресурсов профессиональных образовательных организаций Москвы;
- ориентировка на лучшие современные профориентационные методики;
- использование новейших технологий обучения;
- организация полноценного профориентационного цикла образования учащихся.