1. Делаю заметки

Для заметок можно завести бумажный блокнот, а можно использовать специальные приложения телефона. Сейчас я стараюсь делать заметки именно в цифровом виде. Мне очень удобна возможность оставить в таких заметках прямые ссылки на YouTube или интернет-ресурсы, на которых можно найти всю интересующую меня информацию. Практически во всех приложениях можно сохранить необходимую фотографию или нарисовать нужную схему. Такими заметками можно делиться и добавлять к ним авторов. Вы можете формировать такие заметки вместе с другими учителями, совместно работая над каким-нибудь проектом. Правда, мой опыт показывает, что желающих работать с заметками в цифровом виде, отмечая все изменения в общем проекте, не так много. Большинству учителей проще вести записи на бумаге. Лично я в бумажных заметках не вижу ничего плохого. Главное, чтобы было удобно и понятно, что делать дальше на основе своих записей.

2. Использую приложения для концентрации внимания

Еще несколько лет назад популярность таких приложений было сложно представить. В настоящее время они набирают количество скачиваний. Среди вариантов приложений для концентрации внимания можно найти и обычный таймер, который срабатывает, когда у вас завершилось время, и специальные программы, которые добавляют элементы геймификации к процессу учета времени.
Мне нравится программа Forest, в которой пользователь сажает и выращивает виртуальное дерево в выбранный удобный для себя период времени (рис. 1). Когда отмеренное время заканчивается, вы можете посмотреть на все деревья, которые вырастили, концентрируя свое внимание (рис. 2).
Такой цифровой тренинг поможет концентрировать внимание на действительно важном в данный момент. Так, например, если вы будете отвлекаться непосредственно от программы Forest, открывая приложения социальных сетей, проверяя погоду или отвечая на сообщения в мессенджере, процесс выращивания дерева может быть утерян и вам придется начинать его с нуля. Постепенно вы привыкнете к тому, что, ожидая важный звонок, не стоит запускать приложение. В реальной жизни это поможет сконцентрироваться на важных делах. Например, вы придете к выводу, что начинать работу, скажем, над статьей не имеет смысла, если все равно ваши мысли будут заняты ожиданием важного звонка.

3. Веду календарь

Планируйте время. Вносите информацию о своем рабочем расписании уроков, встречах с коллегами и домашних делах в календарь. Для этого можно использовать старый добрый бумажный ежедневник. Но такой календарь-ежедневник не всегда может оказаться под рукой. 
Телефон же практически всегда с вами. Подойдет любая программа, даже уже установленная по умолчанию в базовой версии телефона. Я стараюсь планировать занятость с помощью телефонного календаря. Вношу туда практически всю информацию о дне, неделе и месяце. Такой подход мне очень помогает все успевать.

Учителя часто используют совместные календари, например Google (рис. 3). При помощи пакета программ GSuite, который доступен для школ, можно организовать работу целого коллектива.
Конечно, это далеко не все способы планировать свой рабочий день, но нужно начинать с малого.

​Андрей СИДЕНКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2013