Некоторые мои коллеги заявляют, что надо брать выше и говорить о статусе гражданина Российской Федерации, не выделяя никого конкретно. В каком-то смысле это правильно. Но не надо забывать, что у представителей тех или иных профессий существуют вполне определенные служебные обязанности, а также круг людей, с которыми они связаны в ходе выполнения этих обязанностей. И здесь просто статус гражданина слишком абстрактен, тут нужно говорить о статусе конкретного профессионала. Скажем, те же медики вряд ли связаны напрямую с работниками горнодобывающей промышленности или программистами, разве только те будут их пациентами. Однако, переходя в статус пациента, эти люди перестают быть горными инженерами и сисадминами. Так вот, у врачей тоже есть свой социальный статус, равно как и круг людей, связанных с ними их служебными обязанностями. И медики точно так же нуждаются в его защите, как и педагоги, они точно так же регулярно являются жертвами агрессии больных и их родственников. Поэтому закон о статусе учителя имеет право на существование при условии, что появятся другие аналогичные законы, которые будут защищать других специалистов.
Но если какие-то вопросы можно обсуждать нормативно, законодательно, то большую часть, я думаю, имеет смысл вынести в разного рода конвенции, кодексы, призванные формировать культуру организации. Это предполагает не тупое следование букве закона, а активное, коллективное и заинтересованное участие в решении насущных проблем той же школы или больницы. Поэтому проблему того, как к учителям относятся те или иные школьники, невозможно решить без публичного обсуждения каждого конкретного факта. А у нас предпочитают не распространяться об этом, делать вид, что ничего не произошло, не выносить сор из избы…
Закон же, на мой взгляд, не может и не должен прописывать детально все возможные случаи и варианты, но он обязан закрепить некие правила игры, следуя которым все заинтересованные участники образовательного процесса придут к компромиссу.
Напомню, что у нас уже есть Закон «Об образовании в Российской Федерации», и там есть статья 26, где упоминается о различных формах управления образовательной организацией. Думаю, ее следует дополнить сюжетом о коллегиальности принятия решений, особенно касаемо конфликтных ситуаций.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ - научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.