Новости 2019 года - в Екатеринбурге девятиклассник напал на учительницу, обидевшись на плохие четвертные оценки по русскому языку и литературе, несколько раз ударил педагога молотком по голове. В Сызрани учительница вмешалась в драку школьников на уроке физкультуры и получила сотрясение мозга - восьмиклассник ударил ее в лицо так, что женщина упала и потеряла сознание.
Происшествие 22 января 2020 года - в московской школе восьмиклассник избил учительницу за порванный наушник. Родители других учеников встали на защиту пострадавшего педагога и директора школы, который после инцидента вынужден был уволиться.
Согласитесь, мы дошли до некой грани… Неудивительно, что Общероссийский Профсоюз образования решил действовать жестко. Эксперты профсоюза подготовили проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за проявление неуважительного отношения к педагогическим работникам». Законопроектом вводится институт ответственности всех участников образовательных отношений за проявление неуважительного отношения к педагогам, выражающегося в форме оскорбления и насильственных действий. Причем предполагается внесение изменений не только в Федеральный закон «Об образовании в РФ», но и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в Уголовный кодекс РФ. Законопроект был передан на рассмотрение в Комитет Государственной Думы по образованию и науке.
Об этой инициативе профсоюза как первом и важном шаге по защите педагогов от насилия, о защите не только чести, но порой и жизни учителей заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Михаил Авдеенко рассказал в рамках круглого стола «Защита учителя: от дискуссий к действиям», организованного «Учительской газетой», которая в свою очередь стала инициатором разработки закона «О статусе педагога».
«Наша задача - наметить «дорожную карту», чтобы наше предложение не осталось просто инициативой, а превратилось в инструмент защиты педагогов», - сказал, открывая разговор, главный редактор «УГ» Арслан Хасавов.
Михаил Авдеенко пояснил: «Наша задача - защитить учителя. Мы давно ищем пути противодействия этой ситуации. По итогам двух международных конференций, которые профсоюз провел в 2011 и 2018 годах, в Законе «Об образовании в РФ» появился особый механизм - комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Мы начинали с механизма медиации. И думали тогда, что серьезные законодательные шаги прежде­вре­мен­ны. В школе должна была возникнуть сильная психологическая служба, чтобы специалисты разрешали конфликтные ситуации с детьми, родителями и педагогическими работниками… Но скандальные истории, к сожалению, продолжаются. И когда педагоги нас спрашивают, почему ничего не меняется, мы должны на такие вопросы отвечать. Следующий шаг - законодательные меры. Когда мы разрабатывали наши предложения, то понимали, что в обществе они будут восприняты неоднозначно. У нас не только учителя участвуют в образовательных отношениях, но и родители, и обучающиеся. Однако мы считаем, что такие законодательные инициативы нужны, потому что это дополнительный правовой механизм. Он не может быть единственным для решения проблемы. Это серьезный шаг, который даст возможность повлиять на ситуацию, отношение в обществе к учителю. И, конечно, в целом надо повышать статус учителя».
Главный редактор «Учительской газеты» поблагодарил профсоюз за то, что именно он предложил конкретику - ответственность за совершение противоправных действий против учителей вплоть до определенной суммы штрафов. Да, в существующем законодательстве уже есть штрафы за подобные проступки, но они смехотворны. «Как мы поднимем статус учителя, если сегодня его можно оскорбить, избить, и за это ничего не будет?» - заметил Арслан Хасавов.
Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Любовь Духанина спросила участников круглого стола: «Нужно ли повышать ответственность за недостойные поступки?» И сама же ответила на этот вопрос: «Конечно, нужно. Но это не означает, что нам не нужно думать о системных мерах, которые необходимо предпринять, чтобы такого не случалось. Будет ли это отдельный закон или поправки в Закон «Об образовании в РФ», необходимо закрепить высокий статус учителя, особенности его труда, все социальные формы поддержки. И тогда наше решение будет комплексным.
Я очень признательна нашему профсоюзу - и федеральному, и московской организации, потому что в моей депутатской деятельности они оказывают серьезную экспертную поддержку. Я бы посмотрела на все это более комплексно. Поступают первые предложения от учителей - что бы они хотели увидеть в качестве форм поддержки. Например, дать право детям педагогов учиться в той же школе, где работают родители, выстраивать систему повышения квалификации в соответствии с запросами учителей. Говорят об отдыхе, особой медицинской поддержке. Речь о комплексной поддержке.
Хороший способ разрешения конфликтов - медиация, необходимо учить педагогов использовать этот механизм в рамках системы повышения квалификации учителей».
Кстати, несмотря на то что профсоюз, как и учителя, устал терпеть, по инициативе Общероссийского Профсоюза образования и Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики создан антибуллинговый проект «Каждый важен», который включает в себя программу повышения квалификации для педагогов в области профилактики травли и серию антибуллинговых занятий для школьников. В пилотной версии программы с марта по октябрь 2019 года приняли участие педагоги из 37 регионов России, и это только начало. Участие в ней бесплатно. Если вас интересует повышение квалификации в этой сфере, пройдите по ссылке: jewish-museum.ru/tolerance-center/programms.
Какие еще предложения прозвучали на круглом столе? Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов говорил о том, что общество нуждается в воспитании, приводил в пример зарубежный опыт, в частности недавний подобный случай в Республике Беларусь.
Генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», член-корреспондент РАО Александр Кондаков считает, что сегодня педагог «прежде всего формирует личность человека сетевого общества. А педвузы до сих пор штампуют предметников - специалистов по натаскиванию на ЕГЭ и ОГЭ. Все то, что касается личностного развития человека, его общеобразовательной, общекультурной ценностной подготовки, к сожалению, ушло на второй план. Мы должны говорить о том, как законодательно определить основные направления подготовки педагога, а самое главное - возможность его саморазвития, самоактуализации и непрерывного обновления компетенций и знаний».
«Знают ли выпускники педагогических вузов о своих правах и обязанностях?» - спросил Арслан Хасавов начальника управления непрерывного педагогического образования Московского педагогического государственного университета Елену Комарницкую. Она ответила: «Да, конечно. Модули и дисциплины, касающиеся правовых аспектов, Закона «Об образовании в РФ» и его применения, выделены отдельными блоками. Есть курс педагогической этики. Но это теория. В последние несколько лет, к счастью, увеличился объем практических занятий. Студенты попадают в школу начиная с первого курса».
К сожалению, на круглом столе не было ни действующих учителей, ни родителей - главных фигурантов событий. Между тем обязательно надо услышать мнение педагогов. Есть претензии и к учителям, но сейчас все же именно они страдающая сторона.
Директорский корпус на круглом столе представляли два человека, одна из них - директор московской школы №1520 им. Капцовых, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2012 Вита Кириченко. Вита Викторовна уверена: «То, что происходит в школе, - отражение того, что происходит за стенами школы. Родители просят, чтобы школа профессионально отвечала на вызовы времени. Учителя опираются на свой опыт. Мне кажется, следующий шаг - семья и школа сядут за стол переговоров, потому что поймут - надо искать, что же делать. И каждое решение должно быть взвешенным, продуманным».
В финале школьных сочинений ученики обязаны сделать вывод. В нашей теме выводы сделать трудно. Ясно одно - надо действовать. Даже если будет отклонено предложение профсоюза ужесточить ответственность за насильственные действия против педагогов, нужно обязательно обсудить возможность введения штрафов и более жестких мер. Чтобы общество поняло, что это жест отчаяния, чтобы об отношении к педагогам заговорили в каждой российской семье дети и их родители. Мягких воспитательных мер, возможно, уже недостаточно.