От старых лекал к новым идеям
Итак, физика. Вспоминая свои уроки в начале педагогической деятельности, я всегда чувствовал, что в физике очень не хватает наглядности. Да, плакаты, видеофрагменты опытов - это здорово, но недостаточно, чтобы понять, увидеть все детали физических процессов. А мне так хотелось увидеть самому и показать детям то, как это на самом деле происходит в движении! Тогда, 15‑20 лет назад, компьютеры, проекторы с экранами были еще в новинку и их использование на уроках считалось чудом чудным и дивом дивным. Это сейчас, в эпоху интерактивных досок, они, можно сказать, уже прошлый век. Но с их приходом появилась возможность сделать то, чего так давно просила душа.
Каков сегодня обычный урок физики в обычном классе обычной школы? Вариантов ответа будет много, но у большей их части обнаружим общие черты:
1. На уроке работают не все ученики, а только те, кому «надо».
2. Изучение предмета сводится к зубрежке определений, формул и их воспроизведению.
3. Практическая значимость получаемой информации в жизни для большинства учеников - ноль.
4. Скучно.
Почему так? У каждого учителя будет свой ответ на этот вопрос. Причин много и обсуждать их нет смысла, но ясно одно: никто, кроме самих учителей, эту ситуацию не изменит. Это касается и тех, кто готовит молодую поросль, замену заслуженному поколению учителей. Нельзя говорить о новых подходах в образовании, требовать их реализации, при этом обучая студентов, будущих учителей, по старым лекалам. Однако сейчас не об этом, я хочу просто поделиться своими идеями и наработками, рассказать,  какими я вижу уроки физики, надеюсь, это будет интересно и полезно.
Все знают о системно-деятельностном подходе и знакомы с его определением, поэтому я лишь выделю основные задачи его использования:
1. Развитие способностей каждого ребенка.
2. Развитие не только предметных, но и надпредметных умений.
3. Познание и обучение каждого ученика через деятельность (любую), то есть через себя.
4. Не только учить делать, как сказано, но учить планировать и делать.
Конечно, перечисленные элементы присутствовали в работе учителей и до новых стандартов, но в каком процентном соотношении? Как часто использовались? Насколько широко охватывался ими предмет? Ученики?
Согласно новым ФГОС ученики должны учиться самостоятельно ставить цель, определять задачи, пути решения и прочее. Функция учителя в основном теперь сводится лишь к организации учебного пространства и деятельности для развития способностей учеников. И вот тут сказывается то, о чем говорят многие учителя: а как, где взять время на это, когда этим заниматься и т. п.? В общем-то, соотношение учебной нагрузки и свободного времени для творчества не дает учителям творить, как этого хотелось бы и как требуется.
Поэтому необходимо объединяться, создавать единую базу, в которой были бы все необходимые материалы работы учителя и учеников. Не стану перечислять все интернет-площадки, созданные для этого, скажу, что все они лишь ресурсная база, которая предполагает разработки единичных уроков. Это необходимо, чтобы перейти на системно-деятельностный подход в своем предмете. Нужен УМК на каждый урок, чтобы его мог взять каждый учитель любой квалификации и возраста. Взять и использовать весь учебный год, не тратя время на создание всякий раз чего-то нового с нуля, а лишь при необходимости вносить изменения в уже имеющийся. Именно исходя из этих мыслей я задался целью создания такого комплекса, состоящего из нескольких блоков:
1. Блок проверки знаний.
2. Образовательный теоретический блок на каждый урок.
3. Блок прикладной физики.
4. Проектная и исследовательская деятельность.
Данный комплекс должен быть доступным, мобильным, легко изменяемым. Поэтому мной была выбрана программа PowerPoint (2007‑2013). Данная программа есть в любой школе, может быть установлена на любом компьютере, где есть ОС Windows, а главное - ею может овладеть любой желающий, будь то взрослый или ребенок.

Учеба - дело каждого
Итак, урок. Одним из элементов урока является этап проверки знаний, причем это может быть проверка домашнего задания, актуализация знаний, контроль первичного усвоения и т. п. Мне всегда не нравилось то, что при устном опросе говорит только один ученик, остальные в обычных классах большей частью не слушают, к тому же такой опрос занимает четверть урока и носит вероятностный характер, не давая понять, насколько глубоко усвоен материал каждым учеником.
Разработанная система проведения опроса базируется на использовании презентаций, сделанных на базе MSPowerPoint. Каждая презентация может состоять из неограниченного количества слайдов в зависимости от целей и задач опроса.
Изюминка метода в том, что слайды меняются через определенный промежуток времени, который предусмотрен преподавателем на выполнение этого задания. Время отводится в расчете на выполнение задания подготовленным к уроку учеником, то есть как при устном опросе, но с учетом того, что ответ будет не в устной, а письменной форме. После окончания времени слайд меняется и появляется новое задание, на которое также отводится определенное время. На проведение опроса затрачивается от 5 до 10 минут от урока, при этом опрошен будет каждый ученик. Этот метод напоминает физический диктант, но по своим возможностям он во много раз превосходит его. (См. рис. 1, 2.)
Особенности метода в следующем:
1. Возможность применения на любом школьном предмете гуманитарного или естественно-научного цикла.
2. Приближенность к проверке знаний на итоговой аттестации обучающихся.
3. Возможность использования иллюстративного, аудио- и видеоматериала.
4. Разнообразие заданий, проверяющих владение различными видами компетенций.
5. Применение и развитие учащимися широкого спектра УУД.
6. Выявление реального уровня подготовки учащихся к уроку и выполнения ими домашнего задания.
7. Вариативность и мобильность (быстрое изменение заданий для разных классов). (См. рис. 3, 4.)
Таким образом, при использовании на каждом уроке такого рода презентации фактически решается проблема проверки подготовки учащихся по предмету и выявления проблемных моментов в изученном материале у учащихся. Оценка полученных результатов учителем может быть проведена как самостоятельно, так и во время урока вместе с учениками.
Классификация по заданиям (приблизительное время, отводимое на их выполнение):
1. Проверка знания основных понятий и определений (50 с. - 1,5 мин.).
2. Проверка знания дат, формул, обозначений, размерностей, словарных слов, орфографии (35‑50 с.).
3. Ответы на вопросы по параграфу (1‑2 мин.).
4. Решение качественных задач с объяснением (1,5‑3 мин.).
5. Решение количественных задач (1,5‑3 мин.).
6. Решение графических заданий (1,5‑3 мин.).
В зависимости от предмета виды заданий и время их выполнения могут меняться. В кодификаторах ЕГЭ по физике и другим предметам можно встретить такое же деление заданий частей 1 и 2 по времени выполнения.
Главным достоинством является то, что ученики работают все данное время. Они погружены в процесс применения своих знаний, и учитель может видеть по результатам их проблемы, исходя из которых принимает меры по их решению. Еще неоценимым плюсом является то, что каждый ученик, идя на урок, понимает, что имеет возможность получения отметки именно за свои знания, то есть почувствовать оценку именно его работы. Это развивает деловые качества ученика, мотивирует его на подготовку к уроку, придает значимость его отметке. Определяемый учителем темп смены заданий на слайдах не позволяет отвлекаться на списывание либо другие посторонние действия, а также есть возможность учитывать возрастные особенности и профиль обучения.
Систематическое использование мною данного приема, в частности определенного типа заданий, способствовало тому, что учащиеся стали лучше запоминать определения и воспроизводить их, что позволило улучшить понимание материала, делая опору на знание терминологии. Задания на соотношения и изменения величин в формуле привели к тому, что ученики научились это делать быстро и в уме, хотя раньше это вызывало серьезные затруднения.
Конечно, это не панацея, но данный прием позволяет привить ученикам ответственность за свою оценку, потому как регулярное проведение опроса в таком формате приводит к тому, что у каждого есть та оценка, которую он желает, к которой он приготовился. И когда приходит родитель, можно показать, как ребенок на деле готовится к урокам, а не на словах, как это любят делать ученики, обвиняя во всем учителя. Однако, к моему сожалению, в обычных классах первые полгода проходят с большим количеством двоек, пока ученики привыкнут к тому, что учить и делать домашнее задание надо по-настоящему и самому, а не как они привыкли, списывая с ГДЗ. Конечно, есть те, кому это будет всегда не нравиться, кто будет просить не проводить, но большая часть детей, нацеленных на учебу, которые систематически готовятся к урокам, наконец вздыхают облегченно, потому что при данной системе оценка становится честной и объективной. По факту. И тот, кто не учит, получает по заслугам «2», а не, как часто бывает, «3» или «5» за счет списывания у готовящихся ребят. Дети чувствуют, что есть справедливость в этом мире, а это очень важно для ребят, особенно в 7‑9‑х классах. Дети вообще очень ценят справедливость. Еще раз повторю: это лишь один из приемов. Использовать его регулярно или нет - дело учителя.

Учебник по физике из презентаций на базе PowerPoint
Почему именно PowerPoint? Что в нем может быть еще необычного, если он всем известен и презентацией уже никого не удивишь?
Сегодня практически все издательства, занимающиеся выпуском учебной литературы, предлагают помимо печатной продукции еще и электронную. Они могут отличаться иллюстративным материалом, содержанием, структурой и прочим, но минус только один - это видение издателя. Однако каждый учитель - это индивидуальность, как и любой ученик. И иногда возникают ситуации, когда хочется подать материал по-своему, доступнее, или показать то, чего нет в учебнике или в электронном пособии, и для этого MSPowerPoint наделен огромными возможностями.
Многих учителей требования к организации деятельности учащихся на каждом уроке ввергают в шок, так как не ясно, сколько времени от урока должна занимать данная деятельность. Как учить тому, что самостоятельно нельзя познать без помощи учителя? Как ученики будут сами разбираться с материалом учебника, если они читать не любят?
Для себя ответы на эти вопросы я нашел в использовании разработанных мной на каждый урок презентаций, в которых есть анимации, раскрывающие суть процессов, явлений, определения, формулы, портреты ученых, интерактивные модели опытов, задачи для самостоятельного решения в классе или дома, видеоролики с занимательными опытами или описанием изучаемых явлений, иллюстрации и статьи. Получилось некое подобие электронного учебника, но с рядом преимуществ по сравнению с существующими. Во-первых, как уже отмечалось выше, это мобильность, не требуется установки сложного программного обеспечения на компьютер для работы с презентацией. Во-вторых, вариативность. Каждый учитель может определиться с тем, что ему нужно на уроке, а что не стоит давать. В-третьих, доступность. Ученики могут самостоятельно в домашних условиях изучить презентацию, решить задачи, посмотреть в случае затруднения их решение и выполнить домашнюю работу по образцу. (См. рис. 5, 6.)
Наличие анимации позволило мне быть в роли режиссера, оператора, сценариста и мультипликатора. Можно оживить то, чего нет в учебнике, что хотелось бы показать детям, чтобы они смогли увидеть красоту мира, в котором живут. Заглянуть в глубины вещества, раскрыть суть явления и подняться над обыденной реальностью, показать то, что не покажет видео опыта и эксперимента, пе­рейти из макро- в микромир, показать то, что не видят глаза. Оживить то, что «мертво». Сделать из сухого текста, описывающего опыт, наглядную анимированную демонстрацию этого опыта, которого нет нигде, кроме описания в книгах (опыт Галилея по определению света, опыт Феддерсена с искрой и т. п.). Представить ученикам реального человека, ученого по одной лишь фамилии, вскользь упомянутой в тексте, а то и вовсе отсутствующей. (См. рис. 7, 8, 9.)
Или показать на уроке основной принцип работы радиолокатора - ознакомить учеников с идеей технологии «стелс» американских бомбардировщиков F-117, совершить путешествие в мир специальной теории относительности, наглядно увидеть ее следствия, показать и рассказать о гравитационных волнах, значимости их открытия. Можно перечислять много всего, чего порой хочется здесь и сейчас и что позволяет сделать анимация. Огромный плюс программного продукта MSPowerPoint, за который я его полюбил, - мобильность и легкая адаптация к ситуации, что позволяет учителю реализовать свои желания и видение темы урока, построить урок, как ему хочется. (См. рис. 10.)

Окончание следует

​Сергей ИВАНОВ, учитель физики высшей квалификационной категории, финалист конкурса «Учитель года России»-2011

PDF-версия: