- Сегодня, в условиях цифровизации, ищутся самые разные решения, связанные с обновлением содержания образования, - рассуждает директор Института педагогики СПбГУ, научный руководитель программы «Цифровая платформа персонализированного образования для школы» благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» доктор педагогических наук Елена Казакова. - Есть традиционный путь - активно развивать онлайн-продукты, но у них есть один недостаток - они заточены под абсолютно мотивированного человека: вам интересно - вы учитесь. К сожалению, при всей своей мощности, доступности, яркости они в силу этого недостаточно эффективны: всего 5-7% людей, которые начинают осваивать что-то онлайн, доходят до конца. Связано это с очень простой вещью: похоже, что в системе образования очень важным фактором является фактор совместности, некой распределенной мотивации. То есть у кого-то в группе падают силы, а у кого-то растут; у меня, допустим, что-то не получается, но кто-то мне помогает. Вот поэтому мы выбираем другой путь - мы начинаем строить Цифровую платформу персонализированного образования для школы. Но мы не столько делаем акцент на самой платформе, сколько на изменении самого метода обучения.
- Елена Ивановна, в чем отличие вашего метода? Вам удается вовлечь в работу не только мотивированных?
- Ради этого все и делается - превратить немотивированный труд в труд увлекательный и увлекающий. Мы лишь немного перестраиваем процесс: мы убираем все те вещи, которые непродуктивны. Например, нельзя давать ребенку задание, которое вы не собираетесь проверять. Ребенок должен получать от учителя гарантированную развернутую обратную связь. Я, например, активно протестую против домашних заданий. Зачем разделять работу на классную и домашнюю? Есть просто работа, которую надо сделать. И вообще лучше, чтобы ты работал в школе. А не потом делал, доделывал и переделывал дома, да еще и, не дай бог, с репетитором. Лучше научить ребенка эффективно тратить свое школьное время, искать то, что ему нравится, применять наиболее продуктивные методы освоения знаний и навыков. Но для того чтобы такая система работала, нам необходимо по-новому построить образовательный процесс и задать новое содержание образования.
- Как сделать, чтобы учитель почти не заметил, чтобы не волновался из-за очередного витка фундаментальных реформ?
- Вы знаете, все повторяется, поэтому пугаться не стоит. Например, когда-то давным-давно была концепция хорошего учебника, который должен быть организатором, навигатором, мотиватором, коммуникатором, не носителем информации, а источником, который помогает человеку понять, что он знает, чего он не знает, чем стоит заниматься, мотивировать его и прочее, прочее, прочее. Знакомые конструкции, правда? Но быстро стало понятно, что бумажный учебник выполнить эти функции не очень-то может. Компьютер в этом смысле - с его опорой на большие данные - справляется гораздо лучше. В этом плане строящаяся платформа дополняет хорошо работающие традиционные методы и замещает те, которые сегодня неэффективны. Она использует потенциал компьютера для обеспечения возможности индивидуального выбора, возможности оперативной обратной связи, использования современного медиатекста, видео, графики, инфографики, тренажеров и всего остального, но по-прежнему наши дети учатся не с компьютером, а со своими одноклассниками. Конечно же, очень серьезный акцент делается на том, что сегодня называют навыками XXI века: работа в команде, понимание себя, исследование, проектирование, активная коммуникация - это та самая модель, которую сегодня на первый план выставляет PISA.
- Что необходимо, чтобы замысел сработал?
- Надо так выстроить содержание образования - разработать или подобрать хорошие мотивационные задания, - чтобы ребенок мог проверить себя сам, видел образцы, мог дополнить традиционные вербальные задачи картинками, диаграммами. Нужно сделать информацию доступной для всех, потому что каждый из нас предпочитает свои каналы восприятия: одному легче прослушать лекцию, другому - прочитать текст, а третьему нужно, чтобы было видео или схемы. Для того чтобы у нас на компьютерах появился такой «правильный» контент, а не оцифрованный бумажный учебник, мы и разработали эту методологию. Цифровая платформа персонализированного образования создана, она апробируется в 15 школах в 5-8‑х классах, и то, что получилось, нравится детям. С сентября 2020 года платформа выходит еще в 100 школах, начнется второй этап апробации - в начальной школе и 9‑х классах включительно. Еще через год мы думаем, что уже тысяча школ может подключиться к платформе. Но для того чтобы эта тысяча пришла, необходимо, чтобы учитель мог найти на платформе нужные ему содержание и форму. Поэтому к тем разработчикам, которые есть у нас, мы бы хотели подключить и широкое учительское сообщество. Поэтому 10 февраля мы запустили конкурс «Учебные материалы для школы будущего».
- То есть идея в том, что все те, кто подаст заявки и создаст задания нового типа, автоматически станут соавторами платформы? Или только те, кто победит?
- Нет, все без исключения. Каждый станет участником этого процесса. И мы понимаем, что кто-то, что называется, войдет в историю одной задачкой, а кто-то - целым учебным модулем. Но от этого ничей вклад не становится меньше или больше.
- Для чего учителю, кроме победы и внушительного, но неформального статуса соавтора, включаться в эту работу?
- Основной смысл того, зачем этот конкурс затевается и зачем он может быть нужен самому педагогу, очень легко объяснить на шутливом примере: пока автор пишет учебник, он понимает содержание. Когда учитель создает такого рода материалы, он начинает лучше понимать, как работают современные модели образования, потому что наступление эпохи цифровизации образования невозможно без перестройки метода преподавания. Это глупость - превращать нашу традиционную классно-урочную систему в уроки в «цифре». Не пойдет это все! Интернет - это свободное пространство. Оно по-другому устроено. И вот это понимание, как использовать мощь Интернета, но не для того чтобы поработить человека, не для того чтобы он превратился в придаток компьютера или телефона, а для того чтобы он получил больше возможностей для развития, вот этот навык и получат учителя, которые захотят принять участие в конкурсе.
- Получается, ваш конкурс дает шанс на перестройку педагогического сознания?
- Совершенно верно. Это конкурс не ради конкурса. Конкурс «Учебные материалы для школы будущего» - это своего рода образовательная программа, потому что, поверьте, все наши авторы, которые работают над заданиями на платформе, они все, пусть даже это уже состоявшиеся специалисты, доктора наук, говорят о том, что проходят уникальную школу, потому что этого никто никогда не делал, это постоянный вызов, постоянные вопросы, на которые надо отвечать, прежде всего самим себе. Это вопросы из самых разных областей, даже психологии и когнитологии, это поиски способов структурирования содержания, работы с новыми текстами, с обратной связью. Мы приглашаем учителей на конкурс и на платформу, для того чтобы вместе создавать цифровую педагогику в России. Уж простите за пафос!
- Будет ли кто-то методически направлять участников конкурса? Ведь темы в определенном смысле затрагиваются новые.
- Конечно, а еще и педагогически, и технологически! Для участников конкурса планируется очень мощная поддержка. Так что пока трудно сказать, кто больше выиграет - платформа, оттого что к нам придут педагоги со своими идеями, или педагоги, которые нам отдадут свои наработки. Но, как я уже сказала, у нас задумка не про выигрыш, а про честный обмен.
- Нет никаких ограничений по опыту, возрасту для участников?
- И молодых специалистов, и опытных педагогов - всех ждем. Мы бы даже, честно говоря, приветствовали, чтобы сами учащиеся школ что-то придумали и студенты педвузов, им, кстати, будет очень полезно задуматься над своими будущими уроками.
- А детям было бы интересно вдвойне. Такая возможность - показать учителям, какой урок им хотелось бы посетить на самом деле!
- Именно так. Мы даже советуем своим авторам: «Пожалуйста, сделали задание, подготовили модуль - покажите ребенку! Понравилось - присылайте нам». Я только за то, чтобы у каждого задания были юные соавторы, и тогда получится здорово. Сейчас любое решение на платформе в первую очередь адресовано детям, потому что она не для учителя, не для администрации, она для ребенка и для родителей. А дети, оценивая то, что мы делаем, иногда подсказывают такие вещи! И это правильно - им в этом работать, им здесь проводить большую часть своего учебного времени, а значит, и своей детской жизни. Поэтому мы должны сделать так, чтобы они ее тратили не зря, а интересно, продуктивно, полезно. В этом и есть смысл школы будущего - чтобы все было со смыслом.

О конкурсе

«Учебные материалы для школы будущего»

Цель конкурса
  • собрать уникальный учебный контент, который позволит улучшить образовательный процесс, и настроить его под индивидуальные особенности учеников. Собранные в рамках конкурса учебные задания пополнят Цифровую платформу персонализированного образования для школы.
Какие номинации?
  • «Обучение в игре»;
  • «Видеоматериалы»;
  • «Универсальные компетентности в предметном содержании»;
  • «Межпредметность и междисциплинарность»;
  • «Новые грамотности»;
  • «Пример из жизни»;
  • «Школьник - школьнику».
Кто может участвовать?
  • педагоги;
  • эксперты и методологи;
  • студенты;
  • школьники.
Что получат победители?
  • денежные призы для 3 победителей в каждой номинации;
  • специальные призы (бесплатное обучение и бесплатное участие в крупномасштабных образовательных конференциях).
Куда отправлять работы?
  • на электронный адрес contest@vbudushee.ru (в теме письма указать «КОНКУРС»).
Срок подачи заявок
  • до 30 апреля 2020 года включительно.
Положение о конкурсе можно прочитать на сайте благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» clck.ru/MBW5M

5 советов для тех, кто хочет сделать конкурсное задание на «пять»

1. Покажите свое задание ученикам и посоветуйтесь с ними.
2. Помните, что задания могут быть по-разному хороши - интересны, полезны, трудны и поэтому увлекательны; не может быть одного «правильного», как не может быть одного - бессмысленных заданий.
3. Не забудьте схемы, рисунки, графики, инфографику - все, что так ценит юное поколение.
4. Помните, что любое задание должно иметь способ решения, ответ, критерии достижения успеха, предполагать обратную связь.
5. Не забывайте про гибкие навыки. Хорошее задание не только формирует понимание того или иного предмета, но и развивает способность к пониманию себя и других, к открытию мира, к формированию опыта эффективного достижения цели и работы в команде.