Вроде бы новость и не имеет прямого отношения ни к жизни отдельной школы, ни к жизни ее учителей и учеников. Действительно, где министр, а где школа! Но именно в этом и есть одна из проблем современного образования - в отсутствии прямого диалога между этими двумя «где?». В отсутствии диалога между крайними. С их небольшой разницей - одни наверху, другие внизу. Министр и учитель, министерство и школа. Отсутствие живой связи, прямого диалога среди этих единственно равных, единственных, способных реально влиять и влияющих на процесс образования, уже давно требует создания иной системы взаимодействия - более современной, стремительной и профессиональной, без армии добросовестных смотрителей в залах современной истории образования.
И это серьезная проблема современного образования, проблема ее неповоротливой системы, от которой ничего никогда как от механического исполнителя не зависело и не зависит, но которая для сохранения своей востребованности соорудила китайскую стену из инструкций и отчетов между министерством и школой. И поэтому диалога нет. Есть вечно искаженный вектор общения сверху вниз в виде постоянного шума дождя из приказов и распоряжений, который не позволяет слышать голос школы, голос учителя, оттуда, где и происходит сам процесс образования. Но зато сама система, состоящая из многотысячной части действительно добросовестных функционеров, никогда и ни при каких переменах не подвергается никаким рискам, и в случае любых перемен крайняя всегда уж точно не она. Потому что система никогда и ничего не решает. Именно поэтому ей, системе, в отличие от школы действительно все равно, кто министр и насколько он успел свои замыслы реализовать в школе.
Именно успел. Я, как учитель, не знаю ни одного министра образования современной России, который бы не внес свой значимый вклад в развитие российской школы, современного российского образования.
Они не были неуспешными, они были просто немного неуспевшими...
Образование - это процесс, и ему нужно время, и нужен министр образования-долгожитель. Это один из важнейших признаков стабильно развивающегося образования, не находящегося в состоянии вечно догоняющего научно-технический прогресс, а направляющего и определяющего вектор его развития. Именно в этих условиях вечно крайние министр и учитель в прямом неискаженном диалоге смогут создать спокойную, уверенную, авторитетную систему российского школьного образования, изначально име­ющую огромный интеллектуальный потенциал и безгранично богатый духовный ресурс, так необходимый для дальнейшего становления и развития сильного и счастливого государства.
И именно тогда между крайними, возможно, наконец-то будет отлажена востребованная и качественная связь и хоть как-то снизится эффект «на одного с сошкой семеро с ложкой». Учителя перестанут периодически вздрагивать от топота многочисленной армии управленцев и проверяющих, а утратившие свою значимость когда-то бывшие прекрасные учителя, возможно, перестанут пополнять бессмысленные ряды совершенно никому не нужных чиновников и вернутся в школы, решив при этом большую кадровую проблему образования.
Сегодня у нового министра просвещения страны есть для этого все условия. Важнейшие инициативы президента нашей страны, уложенные в прорывные национальные проекты, в первую очередь развития образования, наполняются сильнейшей поддержкой руководителей регионов и, как никогда, нуждаются в инициативе снизу, от учителей, от главного института образования - школы. Массовой школы, значение которой в последнее время стало совершенно неоправданно снижаться, но мы знаем, что будущее любого государства за массовым образованием, за образованием народа, за его школой. Так что за образованием, точнее за институтом школы, сегодня большой долг, долг собственной инициативы.
Государство, прилагая огромные усилия, направляя громадные финансовые ресурсы на развитие системы образования, вправе уже сегодня ожидать встречный вектор предложений и инициатив от школы, от учителей, видящих горизонты развития образования в условиях стремительно развивающихся проблем и рисков развития современной цивилизации, которых немало. Но появление этого вектора инициатив снизу, от учителей, сегодня полностью зависит от нового министра просвещения страны. Насколько сможет он создать этот диалог, насколько сможет он вернуть институту массовой школы утерянную инициативу, чтобы учитель увидел своего министра не просто как начальника, начальников, поверьте, ему хватает, а как своего коллегу, как главного учителя страны.
Именно поэтому я и хотел поделиться своими размышлениями как учитель, как директор школы о значении диалога министра и учителя на пороге нового завтра еще с огромным ресурсом развития нашей российской школы сегодня и пожелать новому министру образования стать долгожителем!
Для образования сегодня делается невероятно много, и, как говорят дети, теперь мяч на нашей стороне. Пришло наше время! Слово за нами! За образованием, за школой. Важно не упустить время, наполнить новые условия новым содержанием.
И все это зависит от качества диалога между крайними - министром и учителем, министерством и школой!

​Александр САЙБЕДИНОВ, народный учитель России, лауреат премии Правительства РФ в области образования, директор Губернаторского Светленского лицея, Томская область