- Четкое понимание детьми того, чем они хотят заниматься в будущем, кем стать, предопределяет их судьбу, - констатировал мэр Москвы Сергей Собянин. - Именно поэтому так важно заниматься профориентационной работой уже с начальных классов и на всем протяжении обучения. Однако я абсолютно уверен: хороший результат возможен лишь при условии, что детям будет дана качественная подготовка по всем школьным предметам. Это тот базис, на котором должна строиться профориентация, и нельзя одно замещать и подменять другим. Кроме того, важно, чтобы процесс захватывал не только элитные школы, но касался всех образовательных организаций. Каждый ученик независимо от того, где он учится, имеет право как на качественное образование, так и на профессиональное самоопределение. И ему нужно дать такую возможность.
К счастью, по словам мэра, за последние годы в Москве наблюдается общий и повсеместный рост качества образования. Доказательством этого служат многочисленные победы столичных школьников на всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах, а также высокие позиции в различных мировых рейтингах, где мы занимаем одни из ведущих позиций.
- Но для максимального эффекта необходимо задействовать все звенья единой цепи - от дошкольных образовательных организаций до университетов, а также подключить к делу работодателей, - подчеркнул Сергей Собянин. - Надо сформировать среду, в которой образовательный процесс проходил бы вполне естественно, без принуждения и понукания. И такая среда в Москве создана! В нее вовлечено порядка 187 тысяч школьников, задействовано 18 технопарков, 87 лабораторий, 36 вузов, 78 предприятий и так далее. В 307 школах созданы более 1000 предпрофильных классов инженерного, медицинского, академического, кадетского и IT-направлений. Их курируют 47 вузов и 26 научных организаций. Стоит напомнить и о регулярно проводимых «Университетских субботах», когда ученики могут беспрепятственно посещать вузы и общаться с их руководством.
Директор Департамента образования и навыков Организации экономического сотрудничества и развития Андреас Шляйхер в своем видеообращении рассказал о проводимых ОЭСР исследованиях по изучению готовности детей разных стран к профессиональному самоопределению.
- Несмотря на то что в последние годы много говорится о новых профессиях, это очень мало сказывается в выборе школьниками приоритетов и будущей специальности, - отметил он. - Есть 10‑15 наиболее распространенных профессий, которые и привлекают внимание подавляющего большинства учащихся. Это врачи, учителя, бизнес-менеджеры, инженеры, юристы, полицейские, IT-специалисты, медсестры, дизайнеры, психологи, архитекторы, ветеринары, актеры, механики и музыканты. Причем основная масса запросов приходится на первые 5‑7 позиций. Что интересно, большего успеха достигают не те, кто решил задуматься о будущей профессии в 15 лет, а дети, которые сделали осознанный выбор задолго до этого. Следовательно, профориентационную работу следует начинать уже в начальной школе.
Шляйхер рассказал также, что выявлена закономерность: чем хуже дети проходят тестирование PISA, тем меньших успехов они добиваются в выборе профессии, тем сложнее им это сделать. А если учесть, что сегодня информацию они ищут преимущественно в Сети, следует предоставлять им более качественный контент, чтобы помочь в выборе. И, разумеется, нужно обязательно задействовать другие доступные каналы - проводить профориентацию в школе, специальных центрах, организовывать экскурсии на производство, приглашать специалистов в классы и так далее.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов посетовал на то, что согласно национальному исследованию качества образования российские школьники показали довольно низкую осведомленность о профессиях вообще. То есть они попросту не представляют, кто чем занимается, следовательно, не могут знать, интересно им это или нет.
- Участникам исследования было предложено указать хотя бы две профессии в заданной сфере деятельности, кратко охарактеризовать круг обязанностей представителей этих профессий, а также назвать два предмета школьной программы, которые необходимо изучать, чтобы поступить в соответствующий вуз или ссуз, - сообщил министр. - Так вот, лучше всего дела обстоят с транспортом - задание полностью выполнили 16% школьников. Строительство и общественное питание дались легко 16% детей, культура - всего 10%, а финансы - лишь 5% учащихся. Решение этой проблемы, я уверен, напрямую зависит от повышения не только информированности детей о профессиях и возможности попробовать себя в том или ином деле, но и от качества управления образовательными организациями, определении приоритетов профессионального образования.
Тем не менее, считает Сергей Кравцов, поводы для оптимизма есть, поскольку согласно исследованиям ВЦИОМ с 2012 по 2018 год произошло заметное изменение в приоритетах россиян относительно того, какие профессии они считают наиболее престижными. И если врач раньше был на 3‑м месте, а учитель на 14‑м, то спустя годы медики переместились на 1‑е, а педагоги - на 3‑е место. Инженер с 13‑го места возвысился до 8‑го, военнослужащий - с 14‑го на 6‑е, программист - с 7‑го на 4‑е и так далее.
- В национальном проекте «Образование» предусмотрен ряд ключевых направлений, связанных как с повышением уровня осведомленности школьников о профессиях и особенностях профессиональной деятельности, так и с расширением возможностей получения личного опыта профессиональной деятельности, - напомнил глава Минпросвещения. - Также хочу сказать, что система среднего профобразования будет меняться с учетом современных реалий. Среди основных направлений работы - выстраивание системы ранней профориентации, развитие условий для профориентации в школах в сельской местности и малых городах, совершенствование преподавания предмета «Технология», развитие сети детских технопарков «Кванториум». Большая часть работы по профориентации начинается в школе. И нам предстоит поднять ее на качественно новый уровень.
Заместитель министра науки и высшего образования Александр Нарукавников в своем выступлении напомнил, что теперь у нас в стране принята модель обучения, предоставляющая каждому студенту возможность после второго курса выбирать новые направления или программы обучения, включая смежные профессии. Это поможет им вовремя понять, какая сфера деятельности ближе и интереснее, и переключиться на нее.
Глава издательства «Просвещение» Владимир Узун рассказал о том, что его компания делает все, чтобы детям было интересно учиться, а учителям - работать.
- За последние годы мы оборудовали более 3000 кабинетов в образовательных организациях 85 регионов России, помогли спроектировать большое количество зданий новых школ, в том числе сельских, - доложил он. - Нами разработаны учебно-методические комплексы медицинского, инженерного, академического профилей, а также для Курчатовского проекта и IT-классов. Причем их авторами являются ведущие ученые страны и педагоги московских школ. Это яркий пример синергии науки и эффективной практики! Помимо этого мы реализуем межотраслевое взаимодействие, тесно сотрудничаем с компонентами городской научно-образовательной среды - технопарками, техническими и научными лабораториями, научно-образовательными центрами. Но поскольку учитель профильных классов - ключевая фигура всего процесса профориентации, «Просвещение» проводит регулярные стажировки, организует международные выставки, образовательные форумы, мастер-классы и форсайт-сессии.
Владимир Узун выступил с предложением разработать межведомственную программу «Предпрофессиональные нормативы для школьников», а также сделать упор на развитие профессионально ориентированных проектов для школьников 5‑8‑х классов.
- Почему сегодня так сложно вырастить профессионала? - задал вопрос генеральный директор союза «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) Роберт Уразов. - Потому что налицо глобальный рост неопределенности, значительно возросла роль цифровой экономики во всем мире. Технологии меняются быстрее, чем система образования, поэтому нужно постоянно внушать детям, что им надо быть готовыми к самообучению, повышению квалификации, разнообразию компетенций и, возможно, неоднократной смене профессий в будущем. И нужно обязательно обеспечить им возможность узнавать информацию не только из уст педагога, но и непосредственно от представителей тех или иных профессий.
- Узкая специализация себя изжила, - констатировал заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев. - Поэтому сильно ошибаются те дети, которые два выпускных класса целиком посвящают натаскиванию на ЕГЭ для поступления в нужный вуз. Ведь потом, когда они туда поступят, очень часто оказывается, что это не совсем то или совсем не то, о чем они мечтали. А вот если бы они на всем протяжении обучения в школе развивали в себе самые разные навыки и получали знания по всем предметам, им в дальнейшем было бы гораздо легче переключиться на что-либо другое.
Руководитель Департамента образования и науки города Москвы Исаак Калина выступал последним. Подводя черту под докладами коллег, он заявил: почти все, что он собирался рассказать о системе образования столицы, уже прозвучало из уст других людей. И это ему очень приятно, так как многие важные вещи люди видят без его напоминаний и понимают их ценность.
- Тем не менее хочу вот что добавить, - заявил он. - Прошли времена, когда на рынок труда приходили люди, которым надо было получить работу, чтобы прокормить себя и семью. Сегодня люди предпочитают работать не ради куска хлеба, а во имя самореализации, чтобы быть востребованными. И этот аспект обязательно нужно помнить, рассказывая детям о профессиях. Нужно внушить им мысль, что возможность работать в удовольствие - это огромная ценность сама по себе и не все стоит измерять деньгами. Поэтому пусть пробуют себя в самом разном, главное, чтобы получение новых компетенций проходило только на основе свободного выбора ученика.
Бурные и продолжительные овации.

фото автора