У педагога особые отношения с учениками. Они друзья. И обращается к ребятам Марина Геннадьевна непривычно: «Выручай, Кристина», «Подскажите мне».
- Образование начинается тогда, когда человек пожелал чему-то научиться, - убеждена Марина Заувервальд. - Важно, чтобы ребенок пожелал учиться, захотел задавать вопросы, захотел меня услышать. Обучение - это совместный процесс. Мы вместе учимся. Я решила стать учителем, когда сама была школьницей, четвероклассницей, благодаря своей учительнице по русскому языку Елене Николаевне Чемодановой. Помню, была у меня «Тетрадь будущего учителя» и я писала в ней конспекты уроков. Когда заходила в книжный магазин, покупала методички, до сих пор сохранились... Родители смеялись: «Марина, что ж такое! Все дети играют в куклы, а ты пишешь конспекты каких-то уроков».

- Каким был самый первый урок? Помните своих первых учеников?
- Да. Сразу после окончания университета пришла в лицей №200, и мне дали десятые классы, в одном из них я стала классным руководителем. Разница в возрасте, как вы понимаете, была очень маленькая. Своих первых учеников я называла на «вы». Когда впервые обратилась так к ученику, в классе тут же воцарилась тишина, даже шорох прекратился. И урок, знаете, пошел. Стали отвечать, работали все. После занятия ко мне подошли практически все ребята и спросили, почему я к ним обращаюсь на «вы». Я ответила: «Потому что я вас считаю взрослыми».
- Вам больше нравится преподавать литературу или русский язык?
- Сложно разграничить. Но если говорить о приоритетах, то, конечно, люблю литературу. Литература дает больше возможностей для импровизации, для поиска. Когда я преподаю тот или иной раздел, я проживаю жизнь каждого автора. Когда рассказываю о Пушкине, то люблю Пушкина. Если рассказываю о Достоевском, обожаю Достоевского. Если говорю о Маяковском, без ума от Маяковского. Думаю, что мои ученики тоже любят этот предмет.
- В основном вы работаете со старшими классами, где дети уже определились с будущей профессий, учатся на определенном профиле. Как вы находите подход к разным классам, к разным детям?
- Для меня нет разницы, кто сидит в классе, - математик, экономист, гуманитарий. Главное, что перед тобой люди. Проблемы, которые поднимает русская литература, интересны всем. Основная проблема, которую ставит перед читателем русская литература, - это как сохранить в себе человека, несмотря на «свинцовые мерзости жизни», как сказал Горький (цитирую его не потому, что он любимый, а потому что здесь я с ним солидарна).
- У вас большой преподавательский стаж. Вы всегда готовитесь к урокам или опыт и знания позволяют обходиться без подготовки?
- Готовлюсь всегда. Разные дети, разные потребности, разные запросы. Сейчас у меня три одиннадцатых класса, для каждого из них приходится готовиться отдельно, даже если это одна тема. Постоянно думаю, как развернуть урок, выстроить материал, чтобы их заинтересовать. Для гуманитариев будет интересным что-то одно, для математиков - другое, хотя текст будет один и тот же. Необходимо сделать материал значимым и актуальным для различных ребят. Наверное, не случайно дети приходят ко мне на урок и говорят: «А нам уже все рассказали, на предыдущем уроке в параллельном классе было интересно, там-то такой вопрос был». И часто приходится начинать не с того вопроса, который я заготовила заранее, а с того, который они «принесли» с собой. Импровизация тоже зачастую бывает уместна. Вот оно, мастерство - совместить все: потребности учеников, методические рекомендации, тематическое планирование. Поэтому готовишься всегда. Но мастер потому и мастер, что постоянно совершенствуется. И не стыдится учиться у своих учеников. В конце четверти я всегда спрашиваю детей: «Вы меня чему научили?»
- С каким возрастом вам больше нравится работать?
- 10-11‑е классы - мой любимейший возраст. Но всегда есть один класс, который я веду с пятого по одиннадцатый. Знаете, конечно, хорошо общаться со старшеклас­сниками, мы на равных. Но, с другой стороны, когда ты видишь, как ребенок растет на твоих глазах… это здорово. В этом, наверное, и есть смысл учительской профессии. Вот он маленький человек, мы играем на уроках. А через 2-3 года он уже ставит взрослые вопросы: «А любила ли Джульетта Ромео?», «Как вы думаете, любовь в 14 лет - это серьезно или нет?». И ты ощущаешь, что дети выросли, и ты вместе с ними вырос.
- Скажите, почему вы решили участвовать в конкурсе?
- Учитель по жизни - конкурсант. Любой урок - это своего рода конкурс, испытание на прочность. «Учитель года» был вторым конкурсом в моей жизни. Еще в 2007 году я победила в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В 2009‑м участвовала в городском конкурсе «Учитель года» и стала абсолютным победителем. Что побудило меня? Это, наверное, самый сложный вопрос. Во-первых, поддержка коллег и учеников, их желание, чтобы я поучаствовала. А во-вторых, самой хотелось попробовать, испытать свои силы, посмотреть, на что я способна. Тем более что конкурс - это всегда такой интересный процесс, когда не просто показываешь свое мастерство, но и учишься мастерству у своих коллег.
- Что было для вас самым трудным?
- Вы знаете, я такой увлекающийся человек, если мне и бывает сложно, то, наверное, только в первые секунды урока. И не важно, в своей или в чужой школе. Главное - получить эмоциональный заряд, увидеть глаза ребят. И, честно говоря, я забываю, где я нахожусь, какие дети передо мной. Главное, чтобы им было интересно со мной. А все остальное уже пойдет как по маслу. А вот создание собственного сайта было самым сложным, ведь я преподаю литературу и русский язык. Без помощи коллег-профессионалов я бы точно не справилась.
- Кто помогал вам на конкурсе?
- Мои ученики. Вы знаете, мне иногда кажется, что я победила только благодаря тому, что они в меня верили. Ребята так часто говорили: «Марина Геннадьевна, вы не можете не победить!», что я сама поверила в свою победу еще до того, как был объявлен результат.

Дина АБРОСИМОВА,
специалист по информационной работе Новосибирской областной организации Общероссийского Профсоюза образования