К сожалению, ветеранов с каждым годом становится все меньше и меньше. Люди, которые являлись участниками и очевидцами тех страшных событий, уходят. Время неумолимо. Вместе с ними уходит и целая эпоха. Наша задача - сохранить память о том времени, никогда не забывать о подвиге, который совершил каждый из них. Помнить, чтобы никогда больше не допустить подобного!
Мы живем в мире, где многие ценности попраны. В мире, где для подрастающего поколения важным становится что-то совсем другое… не духовное, а материальное. История страны, в которой они живут, интересует, увы, не всех ребят. Многие погружаются в западную культуру, ищут там вдохновения, мечтают однажды переехать в другую страну. В Интернете достаточно видеороликов о том, как у подростков спрашивают об известных исторических событиях, а ребята не знают ни когда они произошли, ни чем закончились; мало имеют представления и о людях, оставивших след в истории.
О событиях Великой Отечественной войны ребята узнают на уроках истории, из современных фильмов, качество которых порой оставляет желать лучшего, но этим большинство и ограничивается. Конечно, они знают, с кем воевал наш народ, знают ключевые моменты, переломившие ход событий, слышали о самых известных подвигах, но точно ли помнят фамилии героев, их совершивших? Наверняка помнят и о том, что Ленинград пережил страшную блокаду, но могут ли назвать ее продолжительность?
Может быть, кто-то и не находит все это важным, ведь основные факты ребенок знает, этого достаточно. Но я считаю иначе. Знать «в общем и целом» - значит не знать вовсе. Поверхностные знания не дают практически ничего. А незнание истории своей страны приводит к «отмиранию» такого важного чувства, как патриотизм.
Как же быть? Наверное, нужно стремиться воспитывать, несмотря ни на что, любовь к своей стране, своему народу, рассказывать и пересказывать о том, чем каждый из нас может гордиться. Знакомить детей не только с самыми известными событиями и лицами, но вспоминать и о тех, чьи имена и подвиги менее известны, но также важны. И делать это не только на уроках истории.
Я учитель русского языка и литературы. Каждый год, как и все мои коллеги, я провожу уроки о войне. С ребятами мы читаем не только поэму Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин» или какие-нибудь другие программные произведения, но и письма, подлинные письма, бойцов, опубликованные в книге «Говорят погибшие герои», рассматриваем фотографии военных лет в другой, которая называется «Репортаж длиною в полвека».
Кроме того, я рассказываю о героях моей семьи, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, ребята вспоминают истории о своих прадедах, приносят фотографии. Конечно, 45 минут мало для того, чтобы рассказать обо всем. Не хочется также, чтобы то, о чем мы говорили, быстро забылось, необходимо какое-то продолжение, поэтому в библиотечке кабинета всегда можно найти книги о войне. Вот лишь некоторые из них: «Навеки - девятнадцатилетние» Г.Бакланова, «Должна остаться живой» Л.Никольской, «Четвертая высота» Е.Ильиной, сборник рассказов о пионерах-героях «Орлята», «Взыскание погибших» А.Платонова и другие. Дети читают эти книги!
Особое место в цикле таких уроков занимают рассказы о детях-героях войны. Война - это страшно, но вдвойне страшнее, когда наравне со взрослыми вою­ют дети! Имена очень многих пионеров-героев известны: Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова, Леня Голиков и многие другие. О них ребята, конечно, слышали. Но есть имена, которые менее известны в наше время! А ведь и об этих героях дети непременно должны знать.
Так однажды у меня появилась идея создать проект «Дети - герои войны». Тем более что было и еще одно обстоятельство, подтолкнувшее меня к этому. Прогуливаясь с семьей в лесу, я наткнулась на разорванные и частично обгоревшие книги о пионерах-героях. Ими пытались разжечь угли в мангале, брошенном тут же… Эта находка затронула душу, и я решила предложить ребятам написать проект о детях, совершивших подвиг в годы войны.
Полгода мы работали над ним: собирали материалы, читали и перечитывали их, подбирали фотографии и музыку для презентации. И рассказать мы хотели о не столь известных детях-героях, как те, о ком я уже упомянула. Нас заинтересовали судьбы Владимира Колядова, Анатолия Шумова и Виктора Коробкова. Мои ученики провели небольшой опрос среди сверстников. Они спросили: «Кто эти люди?» Никто из опрошенных (57 человек) не ответил правильно. Предположения были самые разные, говорили, что это художники, музыканты, актеры… Никто, увы, никто не знал, что это имена настоящих героев, отдавших жизнь ради светлого будущего своей Родины, ровесников самих респондентов.
О каждом пионере ребята рассказали подробно, изучили все источники, которые смогли найти. Представили портреты, фотографии памятников, установленных в память о погибших молодых бойцах. Особое внимание уделили презентации, для которой тщательно подбирали фотографии детей, переживших все тяготы войны: малыши около развалин родного дома, в концентрационном лагере, с грязной, но единственной и любимой игрушкой в руках, в больнице, в блокадном Ленинграде и многие другие.
На слайдах презентации размещены фотографии, запечатлевшие и более известных пионеров-героев: Марата Казея, Леню Голикова, Валю Котика, Зину Портнову. Важным посчитали и аудиосопровождение. Посовещавшись, послушав не мало музыкальных произведений, посвященных Великой Отечественной войне, остановили свой выбор на песне «Дети войны» в исполнении Тамары Гвердцители, а также для демонстрации последних слайдов, где перечислены фамилии большого числа детей - героев войны, использовали звук метронома. Всего презентация насчитывает 26 слайдов. Не такая уж и большая, но емкая, содержательная и выразительная. Даже слова песни ребята постарались соотнести с сюжетом фотографий, появляющихся в процессе проигрыша презентации.
Конечно, такая работа лишь малая толика того, что можно и нужно делать для воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свою страну, но и она очень важна, раз выполняет свою основную функцию - пробуждает интерес и желание вновь и вновь знакомиться с чем-то неизвестным, но таким важным для каждого человека.

Елена ФИЛИППОВА,
учитель русского языка и литературы школы №1508