​Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Антон Макаренко

За это время были турниры в разных городах (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Липецк, Переславль-Залесский, Гомель, Сыктывкар, Усинск, Ухта). Наши команды принимали участие в играх разных уровней - от городских до международных. Наивысшими достижениями стали призовые места на школьном чемпионате России и юношеского чемпионата Европы в 2018 году. С 2019‑го я руковожу интеллектуальным клубом школы №1748 «Вертикаль».
У меня появилась уверенность, что интеллектуальные игры не просто развлекательная организация досуга учащихся, а способ познания интеллектуального материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. Она предшествует научному предвидению, формирует социальную компетентность в освоении знаний, потребность в обучении в течение всей жизни. Подтверждением этому служит то, что целый ряд выпускников, которые занимались интеллектуальными играми, успешно сдали экзамены и поступили в престижные вузы России, а также проходят стажировки в ведущих вузах Европы, США и Китая. Многие из них играют и сейчас, но уже на уровне студенческих и взрослых чемпионатов, а также участвуют в организации подобных мероприятий.
Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. Обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, то есть личности саморазвивающейся и самореализующейся. Это можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Особое значение имеет командная игра. В ней развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива. Использование интеллектуальных игр способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников.
Интеллектуальные игры имеют особое значение для учащихся старшего школьного возраста в формировании широких познавательных мотивов - интереса к добыванию знаний. Участники клуба работают над тем, что вызывает затруднения в ходе игр, - читают книги, смотрят фильмы, посещают музеи и галереи.
Простейшей интеллектуальной игрой являются тестовые игры, которые представляют собой набор утверждений и заданного количества вариантов ответов к ним - от 2 (эта игра называется «Веришь - не веришь») до 5 («Эрудит-лото»). Этот тип игр применяется обычно в качестве разминки, для игр с залом или в перерывах между основными интеллектуальными играми. Их достоинство - высокая роль везения, что позволяет добиваться успеха даже не слишком подготовленным участникам, а также возможность варьировать сложность заданий.
Вторую группу (относительно малораспространенную) составляют игры, которые условно можно назвать заполнением пропусков (во фразе пропускается или заменяется ключевое слово, которое необходимо восстановить или вспомнить), восстановлением списков («Угадай мелодию»).
Следующую группу представляют интеллектуальные игры, в которых участникам предлагается за определенное время ответить на тот или иной вопрос. Индивидуальную форму представляет «Своя игра» (в ней обычно участвуют по три человека в каждом туре). Однако основными играми этого типа, несомненно, являются «Брейн-ринг» и «Что? Где? Когда?». Первая представляет собой очное состязание команд, а вторая - турнир, в котором задача команды состоит в том, чтобы набрать максимальное количество очков. В традиционном телевизионном варианте игры единственная команда соревнуется с командой телезрителей и/или ведущим. В практике клубов интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» проводится обычно в тех случаях, когда соревнуется большое количество команд (более 10). Они отвечают на вопросы письменно. Такой формат называется спортивной версией «Что? Где? Когда?». По итогам сезона команды с наибольшим числом очков, заработанных на очных и заочных турнирах, получают приглашение на очный финал - школьный чемпионат России.
Я полагаю, что это и есть путь развития интеллекта детей, а именно этому способствует использование интеллектуальных игр в учебном процессе.

Дмитрий СИВКОВ,
учитель истории и обществознания школы №1748 «Вертикаль»