Поскольку нынешние взрослые росли и развивались в условиях и при наличии менее оперативных и многогранных форм передачи информации, без всякого сомнения, каждый родитель тревожно задумывается о том, насколько жизненно важна и необходима полезная и качественная по содержанию информация, получаемая их детьми.
В определенной части детской и молодежной среды достаточно сильно стремление участвовать и быть успешным не только в учебной, но и в социальной деятельности. Для того чтобы избежать юношеского конформизма, невостребованности социумом, потери интереса к социально значимой деятельности, ухода в мир виртуальной реальности, нужна помощь родителей и педагогов в понимании ребенком самого себя, его роли и места в обществе, формировании жизненных целей, принципов и интересов. Благодаря огромным стараниям педагогов и информационным ресурсам современных школ такая возможность предоставлена.
В условиях дефицита по-настоящему интересной для детей информации и программ в современных контентах телевидение в целом, и школьное телевидение в частности, особенно в эпоху Интернета, становится важнейшим и мощнейшим средством воспитания детей. В этих условиях основной целью современного образования становится формирование личности, способной быстро понимать, анализировать, оценивать информацию, заниматься творчеством, усваивать и знать, как и где применить новые знания, в том числе полученные посредством медиа и интерактива.
Но для того чтобы современное школьное образование выдерживало информационную конкуренцию и побеждало в ней, представляется необходимым создание таких условий, чтобы дети были не только пассивными получателями информации, но и добровольно участвовали в процессе, а также имели непосредственное отношение к организации интерактивного взаимодействия. Владение новыми информационными технологиями - это одно из главных условий конкурентоспособности в современной жизни. Все это можно воплотить посредством школьного телевидения, в котором каждый ученик как зритель в любой момент способен стать режиссером, оператором или телеведущим, а затем снова зрителем.
Следовательно, школьное телевидение как средство формирования личности - это детское объединение информационного характера, функционирование которого направлено на формирование творческой личности, ориентированной на созидательную деятельность, вполне может стать одним из активных методов обучения, в основе которого лежит развитие у детей познавательных, творческих навыков и критического мышления, умения самостоятельно конструировать и оперировать своими знаниями, а также ориентироваться в информационном пространстве.
Школьная студия телевидения может стать основой для профессиональной ориентации для части учеников, аналогом и, возможно, возрождением отличного образовательного института УПК в старших классах, включающим решения комплекса социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач с целью формирования у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам времени и общества в соответствующих кадрах.
Одним из достоинств наличия и функционирования телевидения в школе является его способствование развитию информационной культуры, формированию способности презентовать собственные достижения, умению грамотно формулировать свои мысли, развитию дикции, логики и мышления.
На наш взгляд, школьное телевидение дает возможность максимального раскрытия творческого потенциала детей и подростков. Работа над созданием телевизионных сюжетов позволяет учащимся проявить себя, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности - от гуманитарного до технического, показать публично результаты своей работы. Каждый участник может стать автором и главным режиссером своей передачи, социального ролика, мультфильма. Тематика сюжетов выбирается самими учащимися и зависит от их склонностей и интересов.
По сути, школьное телевидение - самая оперативная и многогранная форма передачи информации о событиях и фактах из жизни школы, ее учеников и педагогов.
Результатом деятельности становятся создание стабильного творческого детского коллектива, достаточная компетентность учащихся в творческой деятельности, наличие у детей стремления реализовать себя, брать на себя инициативу, коллеги по школьной студии телевидения становятся саморазвивающимся сообществом единомышленников.
В школе №2033 особой популярностью пользуются выпуски школьных новостей, которых с нетерпением ждут не только ученики, но и педагоги и родители. Ребята с удовольствием приобщаются к практическим знаниям в области экранного творчества, они способны создавать творческий продукт, востребованный социумом. Обеспечивается высокая многопрофильность при теснейшем взаимодействии всех участников творческого процесса, так что любой желающий может найти дело и по душе, и по таланту. Можно с уверенностью говорить, что выпуски вестей нашей школы - это успешный опыт развития медиакомпетенций детей и подростков. Родителям школьное телевидение дает возможность увидеть и узнать о людях, проблемах и достижениях нашей школы и ее учеников, ее конкурентоспособности.
Также телевидением нашей школы снимаются отдельные видеоклипы с тематическим направлением, вызывающие большой интерес у ребят. Многие из них уже попробовали себя как фото- и видеооператоры, видеомонтажеры, звуковики, сценаристы, репортеры, актеры, ведущие, журналисты. Дети изъявляют желание более полно и свободно творить, выражать свои мысли и чувства, ощутив удовольствие от проделанной работы.
Таким образом, школьное телевидение, с точки зрения ученика, - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Работа над созданием телевизионных программ позволяет проявить себя оптимальным образом индивидуально или в группе, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности - от гуманитарного до технического, показать публично результаты своей работы. Эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение и для самих обучающихся.
Профессор педагогической психологии в университете Коннектикута Джозеф Рензулли разработал трехчастную модель одаренности, согласно которой одаренность и талантливость ребенка обнаруживаются на пересечении трех человеческих свойств - способностей выше среднего, повышенной мотивации к решению задач и креативности. Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Можно с уверенностью сказать, что школа №2033 является той самой благоприятной окружающей средой в широком смысле слова, в которой телевидение выступает современной образовательной технологией учебно-воспитательного процесса. Школьное телевидение - это мощный фактор личностного роста и развития ребенка, ибо оно способствует развитию устной речи и литературных способностей, формированию мышления и благоприятной среды для развития таланта у детей в атмосфере дружбы, любви, сотрудничества и творчества. Работа в школьных телепроектах многосторонне активизирует познавательную мотивацию учащихся, без которой невозможны успешное обучение и самореализация.
Кроме того, данное средство школьной массовой информации в полной мере удовлетворяет потребность детей в общении, в творческом самовыражении и самостоятельной деятельности, признаваемой в социуме и тем самым повышающей статус ребенка и подростка.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что школьное телевидение как ресурс социализации учащихся необходимо современным школам, оно развивает активность и самостоятельность учеников в процессе исследования, сбора, обработки и оформления материалов, имеющих большую воспитательную и познавательную ценность. Это средство объединения всех участников учебного процесса и создания единого информационного пространства, открывающее возможность качественно нового этапа совершенствования учебного и внеучебного процесса и позволяющее вплотную подойти к разработке информационно-образовательной среды, обладающей высокой степенью эффективности обучения.

Елена ЕШИНИМАЕВА-ШАГДАРОВА,
мама учащихся школы №2033, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права и конституционного судопроизводства Юридического института Российского университета дружбы народов