Самым большим успехом в подготовке слабослышащих студентов стал Петр Матросов. В колледж Петра привела его учительница по труду Ирина Валерьевна Кочегарова, сумевшая распознать талант и стремления молодого человека. На тот момент в штате колледжа не было педагогов-дактилологов, и Петр самостоятельно изучал дисциплины по специальности «конструирование, моделирование и технология швейных изделий». Усидчивость, целеустремленность и большая работоспособность помогли Петру не только окончить с успехом колледж, но и поступить в Московский художественно-промышленный институт. Он был единственным слабослышащим студентом в институте. Успешно закончив обучение в вузе, Петр создал несколько коллекций одежды и стал одним из лучших выпускников. Сейчас наш бывший студент - член Союза дизайнеров города Москвы. В настоящее время Петр разрабатывает спортивные костюмы и аксессуары для ОАО «Российские железные дороги».
С 2016 года в технологическом колледже №24 идет интегрированное обучение слабослышащих студентов при непосредственном участии группы талантливых педагогов-дактилологов. Сегодня в арсенале специальностей для слабослышащих ребят «технология эстетических услуг», «технология парикмахерского искусства», «информационные системы и программирование» и «сетевое и системное администрирование», «наладчик аппаратного и программного обеспечения».
Но вернемся к видеоролику! Его создавали слабослышащие студенты-первокурсники. Они смогли вложить в этот проект свои умения, интересы, опыт и потенциал. Благодаря педагогу-дактилологу Эвелине Петровне Горшковой удалось наладить доброжелательные и профессиональные отношения со студентами, что позволило раскрыть их таланты и пригласить к участию в отборочном соревновании чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» в компетенции «Мультимедийная журналистика».
Среди ребят, изъявивших желание участвовать в чемпионате, оказалась студентка 2‑го курса Светлана Ряжских. Света всегда считала, что не нужно бояться открывать для себя что-то новое, стоит пробовать свои силы в самом необычном и сложном деле, проявляла творческие способности даже в мелочах, и поэтому с радостью согласилась принять участие в чемпионате «Абилимпикс». Буквально сразу стали заметны напористость и трудолюбие девушки. При этом ее одолевали сомнения в собственных силах. У Светы полная потеря слуха, что сильно затрудняет взаимодействие с окружающим миром… И она живой, интересующийся, схватывающий на лету эмоции человек.
Компетенция «Мультимедийная журналистика» является сложной для людей с ограничениями слуха, так как помимо использования навыков в фотографии, видеосъемке и видеомонтаже нужно брать интервью и писать статью. Все мы знаем, что родным для глухого человека является жестовый русский язык.
Победа в отборочном московском чемпионате дала мощный толчок в развитии Светланы. Она почувствовала уверенность в собственных силах, свободу, стремление к победе. Подготовка к V Московскому чемпионату «Абилимпикс» не давалась ей легко, но поставленная цель - победить - давала ей силы. Упорный труд, желание победить, умение смотреть «на пару шагов вперед», творческий подход позволили добиться желаемого.
Эта победа позволила Светлане пройти на V Национальный чемпионат «Абилимпикс». Конкуренция была очень высокой - все участники были талантливы и готовы бороться за первое место, показывая свои навыки и знания.
Спокойная уверенность, собранность, мотивация к победе и потрясающая работоспособность и трудолюбие помогли превзойти конкурентов и стать национальным победителем. Светлана была единственным участником чемпионата с ограничениями по слуху, что придает ее победе еще большую ценность!
Важную роль в достижениях студентки сыграла удивительный педагог и человек Галина Рафаиловна Шмойлова, которая стояла у истоков Головного учебно-методического и исследовательского центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) МГТУ имени Н.Э.Баумана. Долгие годы, будучи ведущим педагогом-дактилологом лаборатории психологической и учебно-педагогической поддержки этого центра, она смогла отточить свои навыки работы со слабослышащими студентами. Ее знания и опыт, создав ат­­мо­с­феру доверия и уверенности, помогли Светлане преодолеть психологические барьеры.
Участие в двух чемпионатах, победа в двух чемпионатах окрылили Светлану, дали ей силы развиваться в новых направлениях. Она стремится к освоению новых горизонтов, ее интересуют фотография и маркетинг. Сегодня Светлана пример для студентов колледжа.
Трудолюбие, усидчивость, мотивация позволяют творить чудеса, открывают безграничные возможности.

Наталия КАРМАШЁВА,
преподаватель технологического колледжа №24, наставник Светланы Ряжских