Что такое инновации?
Это нововведения, обеспечивающие качество развития профессионального движения людей. Инновация возникает только тогда, когда человек, погруженный в деятельность, стремится наиболее полно реализоваться в ней. Если это учитель - значит, это его видение учительского движения. Он подсмотрел нечто важное для развития у коллег или придумал сам на основе своего профессионального опыта. Если же человек приходит извне и начинает реализовывать некую чужую идею - это псевдоинновация.

Какие нововведения в современной школе нужны прежде всего?
Нововведения различаются по форме и содержанию. Трудно определить, что первично и что важнее: и то и другое непросто реализовать. Проекты, которые сегодня запускаются в Москве и активно перенимаются всей Россией, по своему жанру, безусловно, формообразующие. Это медицинские, инженерные, кадетские, академические классы, «Математическая вертикаль». Московский Департамент образования и науки задал направление очень мощного движения, активно задействовав организационный момент и внедряя все, что позволит изменить содержание образования. Проще говоря, доступная форма для нововведений теперь есть. А для выстраивания содержания необходимо смотреть, что происходит с уроком, как он изменяется внутри новых форм. Нужно искать аналоги в культуре и технологии, позволяющие убрать несвободу урока и предметной заданности программы.

Какова оптимальная доля педагогов-инноваторов в коллективе?
Тридцатилетний опыт нашей школы показывает, что доля инноваторов должна быть в районе 20% или чуть больше. Именно при таком соотношении формируется образовательная среда, обеспечивающая движение каждому учителю, чтобы он смог найти свое место, свою нишу внутри школы.

Что произойдет с коллективом, если не уделять внимания нововведениям?
Без обновления школу ждет имитация деятельности, болото и застой.
Можно ли заставить педагога заниматься инновациями?
Можно, но не нужно. Учителя следует мотивировать перспективами профессионального роста, затронув моральные аспекты. Прямое материальное поощрение необходимо, но по значимости оно должно стоять на последнем месте. Поощрение не работает само по себе, в отрыве от других мотивирующих факторов. Если учитель не считает инновацию интересным и полезным делом, деньги его не переубедят.

Как развить потенциал учителя?
Нужно, чтобы люди участвовали в каких-либо интересных событиях. Взаимное посещение уроков - замечательная вещь! Придумана если не самим Коменским, то явно кем-то из ближайших последователей. Необходимо замечать друг друга, видеть, общаться. Искать формы, позволяющие учителям думать и действовать неклишированно. Это прямая обязанность директора инновационной школы.

Какова оптимальная роль директора школы в нововведениях?
Есть две позиции: директор-лидер и директор-менеджер. Первый активно участвует в содержательных разработках, второй может поддерживать коллектив инноваторов, но занят прежде всего поиском и продвижением формы. И то и другое допустимо. Есть примеры интересных коллективов, где директор занимает менеджерскую позицию, но при этом глубоко вникает в содержание.

Есть ли специальные инструменты управленческой работы, влияющие на нововведения?
Да, конечно. Первый и основной инструмент - эксперимент: инноватор всегда должен пробовать новое. Пример: в сегменте старшей школы есть инженерные и медицинские классы, для них в ряде учебных заведений оборудованы замечательные помещения, где ребята могут работать на предпрофессиональном уровне. Директор любой из школ может прийти и вникнуть, как строится педагогическая работа в таких условиях. Если увиденное созвучно с его идеями, он может взять несколько элементов к себе, в реальность своей школы и своего коллектива. Но - внимание! - просто перенести чужую идею и опыт на свою почву не получится. Придется идти на эксперимент. Это не так страшно, кстати. Особенно когда есть привычка экспериментировать. В нашей школе мы эту привычку культивировали много лет, но, к счастью, мы не одни такие. Повторюсь, достаточно 20% заинтересованных отважных людей на весь коллектив, чтобы школа могла сделать шаг вперед.
Где и как искать таких людей?
Везде. Использовать любые способы, от неформального общения до создания специальных условий, когда можно посмотреть на человека в работе. Как он мыслит? Какая педагогическая, деятельностная модель может стоять за ним? Нужно ходить на уроки, вникать, поддерживать многообразие подходов и стилей.

Откуда берется многообразие?
Школа должна поддерживать живую связь с философией, наукой и культурой. Эта связь осуществляется прежде всего через личность. Я всегда старался пригласить в школу знаковых людей, чтобы помочь учителям понять, увидеть и услышать те вещи, которые важны в личностном становлении. С нашим коллективом сотрудничали и дружат до сих пор выдающиеся режиссеры, ученые, психологи, поэты, целая плеяда замечательных методологов. Конечно, в борьбе возможностей приходится что-то выбирать, от чего-то отказываться. Как администратор, я должен лавировать, вводить правила и процедуры, фиксировать показатели, и при этом делать все возможное, чтобы сохранить живыми связующие начала, которые помогают школе развиваться.

Александр РЫВКИН,
директор школы №1811