Поэтому при переходе с дошкольного уровня образования на уровень начального общего образования у родителей возникает вопрос: какую образовательную траекторию выбрать для своего ребенка?
Одна из главных задач современной московской школы - спланировать и помочь каждому ученику реализовать свою индивидуальную образовательную траекторию, в том числе в вопросе выбора эффективного образовательного маршрута. Для решения этой задачи в московских школах наряду с освоением образовательной программы начального общего образования за четыре года реализуется проект «Эффективная начальная школа» - освоение программы начального общего образования в ускоренном темпе за три года.
Никто не станет спорить, что каждый ребенок индивидуален, а московская школа должна обеспечить качественное образование всем обучающимся. Кому-то из детей требуется повышенное педагогическое внимание, помощь в преодолении проблем, кому-то, наоборот, скучно на уроке из-за того, что многое, о чем говорит учитель, уже известно. Так что реализация образовательной программы начального общего образования по индивидуальному учебному плану - давно назревшая проблема. Решить эту проблему призван проект «Эффективная начальная школа». Нашему педагогическому коллективу идея показалась интересной, и мы приняли решение участвовать в проекте.
Важно понимать, что для успешного обучения ребенка в ускоренном темпе умение читать и считать перед поступлением в школу - не самое главное. Гораздо важнее психологическая готовность ребенка к школе - желание учиться, быть ответственным за свое поведение на уроках, за свои результаты. На решение этой задачи направлены совместные усилия учителей начальных классов и воспитателей подготовительных групп. Подготовка ребенка к обучению в классе «Эффективной начальной школы» в нашем комплексе начинается задолго до того, как ребенку исполнится семь лет. Воспитанники дошкольных групп постоянно посещают школьные здания, знакомятся с учителями, учебными кабинетами, совместно с учениками начальных классов участвуют в проектной деятельности, что позволяет им быстрее адаптироваться к новым условиям и режиму школьной жизни. Учителя начальных классов тоже приходят в гости к своим будущим ученикам и проводят с ними занятия.
Огромным ресурсом для реализации этого проекта является трансформируемое развивающее пространство в дошкольных группах, которое позволяет учитывать принципы современной образовательной среды и создает дополнительные условия для интенсивного развития детей на уровне дошкольного образования.
Воспитанники подготовительных групп осваивают дополнительные образовательные программы. Это такие курсы, как «Математика и развитие логики», «Подготовка к письму и развитие речи», «Мир вокруг нас». Благодаря дополнительной программе по английскому языку «Английский для дошкольников» процесс знакомства с новым языком для обучающихся первого года становится более комфортным. Реализация этих программ позволяет значительно сократить время на изучение многих тем первого класса, и в октябре ученики становятся второклассниками.
Высокий результат обучения в классах «Эффективной начальной школы» достигается за счет оптимизации учебного процесса. Учебный план первого года обучения имеет значительные отличия от обычного учебного плана. Уже с первого года обучения в него включены такие предметы, как иностранный язык и шахматы.
Большим подспорьем в работе класса «Эффективной начальной школы» является уникальная образовательная среда нашего города. Любимыми формами организации познавательной деятельности наших учеников стали уроки в московских музеях, которые позволяют реализовать системно-деятельностный подход к обучению. Большую помощь оказывает Московская электронная школа, содержащая все необходимые образовательные материалы. Использование электронных материалов позволяет облегчить труд учителя, а для детей процесс усвоения новых знаний становится более интересным и увлекательным.
Организация режима работы в классе ускоренного обучения четко продумана. Чтобы не возникало перегрузки и дети не переутомлялись, после уроков организованы подвижные игры на свежем воздухе. Во второй половине дня ученики с удовольствием занимаются проектной деятельностью, посещают объединения дополнительного образования.
Конечно, при таком насыщенном обучении родители являются активными участниками обучения. Они следят за соблюдением режима школьника, с удовольствием участвуют вместе со своими детьми в образовательных квестах, присутствуют на открытых уроках, вместе с детьми посещают музеи и выставки.
Таким образом, получается, что проект «Эффективная начальная школа» - это конвергентность дошкольного и начального уровней образования, это взаимодействие учителей и воспитателей, это индивидуальный образовательный маршрут для каждого учащегося, словом, этот проект позволяет создать условия для достижения главной цели любой московской школы - высоких образовательных результатов для каждого обучающегося.

Лариса ТИХОНОВА,
заместитель директора по содержанию образования школы №136