Для преодоления подобной тенденции в педагогическом сообществе давно зреет идея конвергентного обучения, которое призвано формировать в сознании ребенка целостную картину мира. Однако практическое воплощение этой концепции наталкивается на существенное препятствие - господствующий в современной школе предметный подход. Это мы, учителя, прививаем юному поколению секторное восприятие мира: здесь только история, а здесь уже только география. И ребенок не может понять и внятно объяснить, откуда, куда и, главное, почему двинулись кочевые племена гуннов или монголов, потому что его учитель смотрит на изучаемые процессы в ракурсе только своего предмета.
Чтобы сместить вектор школьного обучения с предметного на конвергентный, необходимо сначала самому учителю вой­ти в пространство конвергентных идей. Но как это сделать, если даже смежные курсы подернулись дымкой забвения, а что уж говорить о далеких от собственной специализации предметах…
И вот здесь мне бы хотелось рассказать об одном интересном опыте, который я получила совсем недавно. Речь пойдет об акции «Пять на пять», предложенной в мае 2019 года Ассоциацией по управлению качеством образования.
Администрация школы предложила каждому методобъединению подумать, нет ли в наших рядах учителей, которые смогли бы в рамках этого конкурса сдать пять разных предметов в формате ЕГЭ на высокий, от 70% выполнения, уровень. Мы, конечно, обсудили, но в ключе: «Это скорее невозможно, чем возможно». Старшеклассники несколько лет еженедельно обсуждают тематику вопросов, решают сотни заданий на портале ФИПИ - и то зачастую сдают на средние баллы. Что уж говорить об учителе, который много лет назад сосредоточился исключительно на своем предмете, забыл многое, что изучал три десятка лет назад? Где нам тягаться с молодежью?»
Наш мозг имеет такую особенность: отходя ко сну, вспоминает самое важное событие за день и обдумывает его снова, когда другие мысли размыты и больше не мешают. Я подумала: «А почему, собственно, невозможно сохранять знания на протяжении всей жизни? Я все это изучала, по сей день интересуюсь открытиями в разных областях, люблю узнавать новое, люблю учиться». И появился азарт: получится или нет?
Прежде чем окончательно решиться на участие, я открыла демоверсии разных предметов. Сразу отмела химию, физику и литературу - спустя столько лет после школы их вспомнить очень тяжело. С сомнением посмотрела на обществознание, с трепетом - на историю.
Смущало количество предметов. Один - преподаваемая мною биология - был сдан два года назад, и его обещали зачесть (что и было выполнено впоследствии). Оставалось выбрать четыре. Разумеется, можно и нужно сдавать русский язык: он родной, я на нем говорю и думаю, его стыдно не знать на пресловутые 70 баллов. Не вызывала вопросов базовая математика - я без подготовки решила 14 заданий из 20 и намеревалась подготовиться получше. Третьей в ряду была география - показалась несложной. Оставался еще один предмет. Я долго колебалась между обществознанием и историей, но в итоге остановилась на последней. История воспринималась мною... более живой, что ли... Она рассказывала о существовавших на самом деле людях, о подлинных событиях, их причинах и последствиях. В конце концов, знать историю своей Родины - это нормальное явление!
Итак, в июне я подала заявку на участие в акции и приступила к подготовке. Время распределила следующим образом. Через две недели сдам то, что мне легче: русский язык и математику, а еще через полтора месяца - историю и географию.
Стратегии были разными. С первыми двумя предметами мне помогали коллеги, в связи с чем хочу выразить горячую признательность учителю математики М.Л.Узерцову и учителю русского языка Т.М.Мокшиной, которые не пожалели времени позаниматься со мной. Особое внимание я уделила шаблону сочинения, написав несколько работ, чтобы хорошенько его осознать и запомнить. На самом экзамене это очень пригодилось, поскольку времени катастрофически не хватало: потратив всего лишь час на тестовую часть, я сдала работу секунда в секунду.
К остальным экзаменам я готовилась сама по тем пособиям, которые нашла в ближайшем книжном магазине. Историю прочитала от корки до корки, сделала много выписок, повторяла их ежедневно. По мере прочтения решала тематические задания на сайте «Решу ЕГЭ», а за неделю до испытания выполнила десяток пробных вариантов. Книгу по географии бросила читать в первой трети, когда поняла, что тематических заданий достаточно. Да и сил уже не было. Лето подходило к концу.
Результаты на сайте МЦКО смотрела с замиранием сердца. Каждый раз, видя надпись «Экспертный уровень», не верила своим глазам. Особенно по истории. Однако сейчас могу точно сказать: конвергенцию в школе можно и нужно начинать с учителя. Особенно с молодого учителя, для которого знания и компетенции, полученные в школе, еще свежи. Появляется совершенно иной взгляд и на свой предмет в ряду других предметов, и даже иное видение проблем, обсуждаемых в школьном курсе.
Кстати, многие ученые прошлого были по-настоящему конвергентны. Например, Роберт Броун, которого школьники знают только как физика, открывшего хаотическое движение молекул воды, на самом деле был ботаником и фитогеографом.

Елена КОЗЛОВА,
учитель биологии школы №1290