Приходя в детский сад, дети младшего возраста впервые в своей жизни сталкиваются с человеком, который наряду с родителями играет важную роль в социализации малыша. Маленький ребенок должен понимать, что в отсутствие мамы с ним находится тот, кто убережет его от опасностей окружающего мира и в то же время покажет ему этот мир во всей красе. Воспитатель - это пример для малышей, а для того чтобы быть примером, необходимо много работать, прежде всего над развитием собственных профессиональных компетенций. В целях повышения качества образования на дошкольном уровне в московских школах реализуется проект «Дошкольное пространство без границ». Реализация этого проекта позволяет создать полноценные условия для развития детей. Работа в рамках этого проекта требует от воспитателя высокой квалификации и обширных знаний. Педагоги дошкольного уровня в московских школах имеют возможность постоянно повышать свою квалификацию, используют в своей работе самые современные средства и методы.
Хочется отметить особую роль учителя начальных классов. Воспитание детей младшего школьного возраста имеет свои особенности. Для каждого ребенка, который первый раз приходит в школу, встреча с учителем - это прежде всего встреча с новым, неизвестным ему миром знаний. От учителя начальной школы во многом зависит, станет ли ученик хорошим человеком, обретет ли уверенность в будущем, найдет ли в лице своего наставника помощника, друга и советчика в трудные и счастливые моменты жизни. Вместе с тем учитель начальных классов должен обладать и обширными знаниями в области преподаваемых предметов. На начальном уровне образования для поддержки мотивированных детей в школах Москвы реализуется ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану в рамках реализации проекта «Эффективная начальная школа».
Роль учителя в среднем и старшем звеньях претерпевает значительные изменения. На следующем этапе взросления у детей появляются новые приоритеты - это приобретение знаний, которые помогут найти свое место во взрослой жизни. Целью обучения становится формирование умений и навыков, необходимых для будущей профессии и жизни в высокотехнологичной среде современного города. Остро возникает необходимость в метапредметных умениях, которые обеспечивают планирование, организацию, контроль, анализ собственной учебной деятельности. Метапредметные компетентности - основной результат обучения, который позволит будущим выпускникам найти себя во взрослой жизни. Поэтому для учителя на первое место выступает высокий уровень владения преподаваемым предметом и умение показать обучающимся взаимосвязь преподаваемого предмета с другими. Учитель должен обладать и знаниями в области смежных наук. Огромное количество проектов, реализуемых в московских школах, призвано как раз решить проблему прочного формирования метапредметных умений и навыков. Современный мир переживает эпоху тотальной цифровизации. Московские школы и в этом вопросе являются лидерами. В помощь учителям и обучающимся создана уникальная платформа «Московская электронная школа», которая является для учеников первым шагом в цифровой мир, а в дальнейшем - ценным источником информации. Внедрение в образовательные программы таких областей, как программирование, алгоритмика, развивает умение планировать деятельность, разбивать одну большую задачу на подзадачи, позволяет оценивать эффективность своей деятельности, то есть опять же вооружает наших выпускников умениями и компетенциями будущего. Кроме того, у педагогов школ Москвы есть уникальная возможность использовать образовательные ресурсы города для решения задач многостороннего развития обучающихся.
В связи с этим становится понятно, какими качествами должен обладать современный педагог московской школы: он должен быть развитой творческой личностью, быть экспертом не только в преподаваемой дисциплине, но и иметь знания в других областях науки, иметь высокий уровень психологической и методической грамотности, владеть передовыми педагогическими технологиями, быть лидером как для учеников, так и для их родителей.
Этим и многим другим вопросам посвящен сегодняшний выпуск «Учительской газеты-Москва», подготовленный школами межрайонного совета директоров №12.

Андрей ЕРМАКОВ,
председатель межрайонного совета директоров №12, директор школы №1362