Андрей Малышев, ученик 10‑го класса, Стародубский район, Брянская область:
«Один классик сказал, что дети воспитывают своих родителей. Я хочу продолжить эту мысль: дети воспитывают и учителей тоже. Вот о чем я хочу рассказать.
В нашем районе во всех школах уже давно существует традиция ученического самоуправления. Насколько я знаю, в нашей школе это заведено еще в девяностых годах. С тех пор сменилось два директора, несколько учителей, было много выпусков. Те, кто поддерживает связь со школой, рассказывают, что среди наших выпускников много общественников, активистов, руководителей организаций, есть и народные депутаты.
В нашей школе мы каждый раз в начале учебного года выбираем президента школы и школьную думу из состава учеников. Директор тоже является депутатом с совещательным голосом, но без права вето, то есть он принимает участие в выработке решения, но не может его отменить или запретить.
Прошлой осенью мы провели очередные выборы. Это живое, хлопотное и веселое дело, которое захватывает всех ребят. Создается избирательная комиссия, выдвигают кандидатов, проводят шумные дебаты, предлагают свои программы. Бывают и спорные ситуации, когда мнения разделяются.
Разрешить сложную ситуацию нам обычно помогала Нина Михайловна, учитель истории и наш классный руководитель. Она деликатно помогала нам разобраться в разногласиях и прийти к разумному решению. Но на этот раз в нашу предвыборную кампанию вмешалась новый преподаватель истории Ольга Петровна. Некоторые кандидаты, названные ребятами, ей не понравились, она потребовала их заменить и даже предлагала сама, кого нам избрать. Она даже пыталась оспорить решение нашей избирательной комиссии.
Неожиданно для учительницы, незнакомой с нашими традициями, мы проявили упрямство. За поддержкой мы обратились к Нине Михайловне. Она-то и постаралась объяснить коллеге, что дума - самостоятельный ученический орган, независимый от школьной администрации, ребята уже давно привыкли выбирать его сами. Она по-хорошему поговорила с ней, объяснила, что когда педагог не считается с мнением учеников, то это ошибка. Молодая учительница, кажется, поняла, что была неправа.
Потом Ольга Петровна с интересом наблюдала за нашими выборами. С Ольгой Петровной в итоге мы подружились. Она даже призналась нам, что никогда не участвовала в выборах как избиратель. «Теперь всегда буду участвовать в выборах», - сказала она нам по секрету. Чтобы не ставить Ольгу Петровну в неловкое положение, не хочу называть нашу школу».

Виктория Нестеренко, выпускница керченской школы №5 1975 года:
«В декабре прошлого года наша школа отметила 80‑летний юбилей. А за год до этого была объявлена большая акция «Летопись школы». Всем бывшим выпускникам, учителям предложено прислать свои воспоминания, снимки, которые потом вой­дут в книгу «От первого выпускника до наших дней». Многие откликнулись, собрано множество документов - воспоминаний, фотографий и даже рисунков, из которых и предстоит составить историю нашей школы. Среди авторов есть и ее ровесники, которые родились в 1939 году и окончили ее в 1950‑х годах. Работа над книгой уже началась».