Если бы шесть лет назад, в мое первое появление в зимней школе, мне сказали, что в будущем я окажусь на месте учителя и волонтера, сама буду участвовать в создании очаровательной атмосферы зимки, за которую мы ее так любим, - я бы не поверила. Той Наташке было 15, у нее были огромные глаза и желание объять необъятное. От всего, что творилось вокруг, она была в совершеннейшем восторге: от занятий, ребят, педагогов… И, конечно, от дружбы, доверия и тепла.

Сейчас мне уже слегка за двадцать, временами меня называют «Наталия Александровна» (никак не могу к этому привыкнуть). Я держу в руках конспект своего урока. Листы чуть-чуть дрожат, распечатки пересчитаны и уложены стопкой, презентация проверена, а дети уже сидят в классе и готовы слушать. Приятно и совсем не по-школьному звенит звонок, я закрываю дверь, и начинаются 40 минут сотворчества и педагогического испытания.
Почему испытания? Потому что «я не волшебник, я еще только учусь». Каждый урок для меня своеобразная учебная практика. Большое удовольствие попадать на занятия к учителям года - настоящим профессионалам и мастерам. Это и правда птицы высокого полета, в который они всегда зовут с собой. У них 40 минут - мгновение, которое хочется остановить. После урока дети продолжают обсуждать видение мира химиками, спорить об астрологии и гуманности науки, тренировать французский и английский, пытаться измерить температуру линейкой. Фантазируют о своем гербе, носятся в поисках «жертвы» для интервью, жонглируют всем, что попадется под руку, пытаются понять, какую маску надели утром, хвастаются знанием мамского языка и делятся азами скорочтения. Высшая награда для учителя - когда урок и новые знания остаются с учениками.
Здесь понимаешь, что педагогика перестает быть для тебя просто профессией - она становится делом, которым ты хочешь заниматься всю жизнь. Тебе дают уникальную возможность попробовать себя в нем, и ты понимаешь, что это сложно, что дети и классы разные, с каждым по-своему легко и трудно, а уроки не повторяются. Ученики обязательно загонят в тупик и будут ждать ответа и выхода. Сделать это надо с честью, а еще лучше - с юмором. И не дай Бог соврать - такого они не прощают.
Но ты учишься у лучших. Ты вдохновляешься такими примерами, что у самого появляются крылья. Видишь горящие детские глаза, слышишь, как работают шестеренки в их светлых головах, и чувствуешь, как рождается мысль. Когда у тебя самого получается что-то подобное, когда ты прикладываешь к этому свою руку - ощущение запоминается, будоражит и дает тебе четкое осознание того, что ты хочешь делать.
Я побывала уже в четырех зимках - в Москве, Вологде, Ростове-на-Дону и нынче в столице Урала. Все они совершенно разные, а у екатеринбургской зимней школы особенный колорит. Сам по себе бывший Свердловск наполнен контрастами: малоэтажный центр сочетается с небоскребами, звание третьей рок-н-ролльной столицы вполне сочетается с титулом еще одной культурной (здесь столько театров!), а архитектура вообще не знает границ: посмотрите на дом Савостьянова (так же известный как Дом профсоюзов). В таком городе не может быть скучно и грустно.
У нас был целый калейдоскоп экскурсий: раз - Храм на Крови и Музей святой царской семьи, два - самое главное о Екатеринбурге и граница между Азией и Европой, три - Ельцин Центр. Успели все!
И, конечно, «Екатеринбургские штучки» (краеведческий квест), которые позволяют сблизиться с городом настолько, чтобы стать его частью. Делегации объединяются в несколько команд и идут выполнять задания. В этом году мы дегустировали пельмени, забирались на 52‑й этаж башни «Высоцкий», читали стихи ледяным скульптурам, работали с архивными фотографиями, искали следы регионов, приехавших на зимку (бургерная «Краснодарский парень», тульские пряники, вологодское масло), открывали тайны «Малахитовой шкатулки», выясняли, почему Екатеринбург - майонезная столица России, и начинали жизнь с чистого листа (отгадка кроется в памятнике… клавиатуре, а дальше сами догадайтесь).
Но самая главная загадка - сама зимняя школа. У всех праздники, «дни сурка», оливье «с прошлого года» и каникулы. А у нас учителя учат, дети учатся, волонтеры работают. Что-то происходит, совершается, случается. И это очень круто!
Да еще и настоящая зимняя сказка в плане погоды - истинно королевский подарок Екатеринбурга! За окном было минус 15 к радости жителей Центральной России. И все это резко контрастировало с тем радушием и теплом, с каким нас принимал в лицее №180 абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2001 Алексей Валентинович Крылов.
В поезде я смотрю в окно и думаю, что эта зимняя школа дала мне очень многое. От встреч с дорогими для меня людьми до внезапного осознания важности учительства. От счастья быть волонтером и иметь причастность ко всему, что происходит, до умения быть самой собой. Новые открытия. Новые эмоции. Новые лица.
Хотя кое-что осталось неизменным: совершеннейший восторг и желание объять необъятное.

Наталия ДРОБИНИНА,
студентка филологического факультета Череповецкого государственного университета