​Умирая, не умрет герой - мужество останется в веках.
Муса Джалиль


Это кропотливая, систематическая работа по формированию у учащихся умений и навыков нравственного поведения, развитию потребности в деятельности на общую пользу, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотизм - это нравственные качества человека, включающие в себя потребность быть преданным своей Родине, желание гордиться ее величием и славой, беречь ее честь и достоинство, своим служением ей укреплять могущество и независимость, это любовь к Родине, к своему народу и его традициям. Чувство патриотизма свойственно всем национальностям и народам.
Человечество должно помнить уроки прошлого. Многовековая история нашего государства свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу. Он всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности! Чтобы спасти нашу жизнеспособность, наших детей, нашу страну, мы должны защищать то, что объединяет эту жизнеспособность, а именно - патриотизм. Это не то чувство, которое возникает при необходимости. Это чувство является результатом целенаправленного воспитания, начиная с самого детства. Новые граждане многонациональной России прежде всего должны быть воспитаны достойными гражданами своей страны на светлых примерах истории своего Отечества.
В стенах школы №1186 воспитываются и обучаются представители 37 разных народов России, в том числе из стран бывшего Советского Союза. Для  современной демографической ситуации в России характерно особое движение миграционных потоков. Мигранты приезжают в Россию целыми семьями, привозя с собой детей школьного возраста. Попав в иную этнокультурную и социальную среду, их дети проходят сложный процесс социокультурной адаптации, успешность которой во многом зависит от школы. В этом направлении имеется ряд сложностей.
Во-первых, Россия не является для мигрантов родиной, а русский язык не является для них родным, что затрудняет воспитание у них патриотических чувств на примере русской культуры. Они являются носителями иных языков и культур, но одновременно стремятся сохранить собственные традиции и адаптироваться к местному образу жизни и норме поведения. Не все семьи настроены на постоянное проживание в пределах страны, часто меняют место жительства. Поэтому работа по патриотическому воспитанию у этой категории учащихся и по воспитанию культуры межнационального общения требует использования дополнительных мер:
- развитие в учениках чувства гордости за ту этническую культуру, которую они унаследовали, и создание в классе атмосферы доброжелательности, товарищества на основе взаимоуважения и сопереживания - любому ребенку будет проще освоиться в школе, где понимают ценность его личности и не принимают за чужого;
- сочетание в воспитании национального и общечеловеческого;
- использование положительных примеров из жизни и деятельности людей различных национальностей;
- включение школьников в общественно полезную и художественно-творческую мультикультурную деятельность (проведение различных акций, совместных творческих дел, выполнение общественных трудовых поручений, участие в художественно-эстетических мероприятиях, музейной работе, проведение народных праздников и фестивалей);
- работа с родителями учеников, посещение семей учащихся, организация кружков по интересам, привлечение родителей учащихся мигрантов к школьному самоуправлению, организации общешкольных мероприятий;
- проведение мероприятий психологической направленности, ориентированных на снятие стресса, дискомфорта и прочих негативных эмоций, связанных со сменой страны проживания;
- обучение русскому языку, потому что патриотическое воспитание предполагает знание языка, культуры и традиций страны, что облегчает вхождение в ее социокультурное пространство. Знание русского языка позволяет ребенку поделиться со сверстниками и ценным духовным богатством, которое хранит его народ;
- воспитание у всех членов ученического коллектива «местного патриотизма», используя краеведческую работу, экскурсии, классные часы, посещение музеев, выставок. Любовь к стране, к населяющим ее народам начинается с любви к классному коллективу, месту проживания и учебы.
Работа по воспитанию патриотизма у детей мигрантов долгая и кропотливая, результаты которой сказываются далеко не сразу. Но в процессе воспитания поэтапно формируются лояльность и уважение к стране пребывания. Постепенно у подростка-мигранта складывается уважительное отношение к нормам и правилам поведения принявшего его общества, стремление соблюдать законы, навсегда остаться и трудиться на благо страны, стать полноценным ее гражданином. Он осознает свою этническую идентичность, является носителем языка и культуры своего родного края, и в то же время он является гражданином Российской Федерации и должен понимать ответственность за мир и согласие в родной стране. Происходит формирование российской самоидентификации и российской гражданской позиции школьника из семей мигрантов.
Приведенные выше методы и направления работы дадут положительный результат при другом непременном условии - воспитании московской молодежи в духе уважения к своей стране, ее культуре, традициям.
Система воспитания в школе включает в себя комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств. Этот комплекс направлен на объединение учащихся, самосовершенствование, пробуждение интереса к изучению истории родного края, обычаям и традициям других народов, которые проживают рядом. Одним из примеров подобного рода мероприятий можно назвать Фестиваль национальных культур «Лица друзей», где представляются концертные номера, декоративно-прикладное искусство, национальная кухня народов России. Каждая из номинаций фестиваля дает возможность продемонстрировать характерные особенности национальностей, ознакомить юных граждан с разнообразием культур, привить уважение к традициям малых народностей. Невозможно не проникнуться уважением к многовековым традициям, бережно сохраняемым малыми народностями, ведь все они несут память о своей истории, о своих корнях.
Особая роль в воспитании детей отводится семье. Это первый коллектив, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях. В семье создаются условия для воспитания духовно-нравственных ценностей ребенка, закладываются знания о языке, культуре своего народа. Патриотические чувства начинают проявляться с раннего возраста с любви к родителям, бабушкам, дедушкам, членам семьи, дому, улице, где ребенок играет, поселку или городу. Человек начинает ценить и уважать свою Родину, почитая традиции семьи. С возрастом они расширяются в рамках страны и мира. Важную роль играет родной язык. Школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников. Классные руководители, родители и дети с большой ответственностью готовят проекты «Моя семья», «Мой дед - герой войны!», «Моя семья в летописи Великой Отечественной», «Тюбетейка моего деда». Дети гордо проходят маршем в рядах «Бессмертного полка» с портретами своих дедов.
Ценным воспитательным звеном в школе являются четыре музея: музей культуры и быта татарского народа, музей «Легенды разведки», музей истории школы и галерея культуры мира.
В галерее культуры мира главный объект изучения - народы, для которых Россия является Родиной. Коренных этносов в ней более ста, и каждому человеку необходимо научиться с уважением относиться ко всем своим соотечественникам. Ни в одном государстве мира нет такого уникального сочетания изначальных, не привозных этнокультур. Классные руководители учат детей гордиться этим богатством. Этому способствуют такие внеклассные мероприятия и классные часы, как «Мы - россияне», «Символы государства Российского», «От Руси к России», «Моя Родина - Россия». «Конституция - главный закон страны», «Я гражданином быть обязан», уроки Мужества, дни правовых знаний.
В школе активно и результативно действует военно-исторический музей «Легенды разведки», при котором активно работают такие направления, как театральный коллектив «Патриоты»; научное общество «ЛЕГРАН», где ведется проектная и исследовательская деятельность; кружки «Юный поэт», «Юный художник», «Прозаики», «Художественное слово».
В музее «Легенды разведки» созданы все условия для творческого коллектива учащихся, которые готовят исследовательские работы о советских разведчиках-нелегалах. Для создания таких исследований школьникам помогают книги по специальной и военной истории из фонда музея «Легенды разведки», многие из которых уже давно стали раритетами. Деятельность музея «Легенды разведки» направлена на формирование и развитие личности школьника, на воспитание человека высокой культуры и нравственности, ответственного перед обществом за судьбу Отечества. Система поисковой работы построена так, чтобы каждый ребенок смог реализовать свои творческие возможности. Вовлечь ребенка в созидательную деятельность, дать почувствовать себя сильным, крепким, способным, талантливым человеком является важной задачей деятельности военно-патриотического музея.
Каждый экспонат музея дорог и ценен. У каждой фотографии, книги, вещи своя особая судьба. Советская разведчица-нелегал, татарка по национальности Биби-Иран Каримовна Алимова, внесшая огромную лепту в дело создания военно-исторического музея «Легенды разведки», как-то раз привезла женское и мужское кимоно, свое и своего мужа, Шамиля Абдуллазяновича Хамзина, который был резидентом советской внешней разведки в Токио. Наши разведчики-нелегалы долгое время работали в Японии в годы холодной войны.
На школьной сцене театральным коллективом «Патриоты» при музее представлены пьесы, посвященные героическим страницам Великой Отечественной войны («1941 год», «День длиною в год», «Фронт для фронта», «У войны не женское лицо»), подвигу героев невидимой войны, нашим разведчикам-нелегалам («Во имя Отечества!», «Красная капелла», «Без права на известность, без права на провал», «На поле секретной войны», «Поле битвы - невидимый фронт», «Война невидимок», «Игра на чужом поле»), подвигу Мусы Джалиля и его соратников («Герои Моабита»), выдающимся достижениям отечественного космоса и спорта («Космическая одиссея-2018», «Олимпийские ступени»). Пьесы в стихах для детского коллектива пишет педагог-организатор музея. И самое главное: школьникам нравится играть, они вживаются в роли своих героев, чувствуют их, сопереживают им. Играют вдохновенно. Через патриотические роли они тоже учатся патриотизму.
Музей «История школы №1186 имени Мусы Джалиля» занял свою значимую нишу в жизни нашей школы. Музей ведет активную работу с детьми и ветеранскими кругами района, постоянно пополняется новыми экспонатами, готовит юных экскурсоводов, ведет поисковую работу. Актив - постоянный организатор школьной акции «Бессмертный полк». Музей вносит свою весомую лепту в формирование исторического сознания и гражданских качеств личности на ярких примерах героического прошлого нашей Родины. Музей «История школы №1186 имени Мусы Джалиля» ценен и значим тем, что здесь день за днем мы растим и воспитываем наше подрастающее поколение, учим жить наших школьников на патриотическом примере лучших сыновей и дочерей нашей святой и дорогой сердцу Родины.
Молодому поколению нужны героические личности, чтобы понять смысл жизни и назначение человека. У каждого народа есть свои национальные герои, которые вечно живут в памяти народа. И главное место в патриотической работе в школе отводится личности Героя Советского Союза Мусы Джалиля и его творчеству.
«Моабитские тетради» поэта стали символом мужества, стойкости и героизма и известны всему миру, несмотря на то что Муса Джалиль писал на татарском языке. Это пример того, как настоящая поэзия, на каком бы языке она ни была создана, обязательно станет достоянием человечества. Латинская пословица гласит: «Учат слова - увлекают примеры». Пример яркой жизни, подвига во имя Родины - это свет, озаряющий жизнь ребенка. С этой точки зрения трудно переоценить значение литературного наследия Джалиля, когда от произведения к произведению ученик получает возможность увидеть, что героическое - не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению народу, что готовность к этому, как и само героическое, воспитывается не только окружающими, но и самой личностью.
А история возвращения «Моабитских тетрадей» на Родину стала проявлением интернациональной солидарности. Честное имя поэта защищали люди самых разных национальностей - бельгиец Андре Тиммерманс, передавший стихи в Советский Союз, русский писатель Александр Фадеев и генерал Токарев, обращавшиеся в органы госбезопасности с просьбой о расследовании дела Мусы, обвиненного в предательстве. А армянин по отцу поэт Константин Симонов перевел стихи Джалиля на русский язык и опубликовал о нем статью в газете «Правда», после чего Джалиль был реабилитирован.
В школе действует детская общественная организация «Джалиловцы», ряды которой в день рождения поэта ежегодно пополняются новыми членами из числа пятиклассников. Каждый класс помимо биографии Джалиля изучает историю жизни одного из десяти соратников, казненных вместе с ним. Музей ведет поисковую и исследовательскую работу и находит новые факты из истории героев, несмотря на то что, казалось бы, все уже давно известно.
Ребята ведут патронат над памятным знаком М.Джалилю во дворе школы, ухаживают за ним и возлагают цветы в праздничные дни и в день памяти. Ежегодно школа проводит Межрегиональный конкурс художественного творчества и исследовательских работ «Мужество останется в веках», посвященный жизни и творчеству поэта, в котором участвуют сотни ребят из Москвы и регионов России. Наши ученики совместно с дочерью и потомками поэта участвовали в мероприятиях, посвященных поэту, в Русском доме в Берлине и Магдебурге, в Германии. Почтили память поэта в тюрьме Плетцензее, где гильотина оборвала его жизнь. Судьба Мусы Джалиля - это живой пример мужества, убежденности и патриотизма поэта. Участники конкурса пишут о его творчестве и подвиге учебно-исследовательские работы, сочиняют стихи и рассказы.
Для учащихся нашей школы Муса Джалиль - реальная историческая личность. Если у первоклассника, только что пришедшего в школу, это имя вначале ассоциируется исключительно с бронзовой фигурой во дворе школы, то со временем оно начинает обретать конкретные живые черты. Дочь Мусы Джалиля Чулпан Мусеевна - наша постоянная почетная гостья, которая делится воспоминаниями о своем отце. На сцене актового зала школы неоднократно выступали талантливые музыканты - внучка Джалиля Татьяна Малышева и его правнуки Михаил и Елизавета. Приезжают родственники его соратников, приносят фотографии, документы, делятся воспоминаниями. Джалиль для них - певец героического духа, через смерть приобретший бессмертие.
В течение многих лет в школе проводится межрегиональный турнир по борьбе на поясах, посвященный памяти Мусы Джалиля.
Учащиеся школы с большим желанием участвуют в патриотических мероприятиях и акциях «Бессмертный полк», «Лучшая сотня в рамках проекта «Мой район в годы войны», «Георгиевская ленточка», «Не прервется связь поколений», «Духовные скрепы Отечества», выставляют свои рисунки о войне на школьных выставках. Ныне, в год 75‑летия Великой Победы, инициировали проведение в школе проекта «Мой народ в годы Великой Отечественной войны», в ходе реализации которого проведут исследования о представителях своих национальностей - героях войны.
Педагоги воспитывают у школьников чувство гордости за Россию как за героическую, многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну и за ее многонациональный народ.
Формирование у подрастающего поколения ответственности за судьбу Отечества через приобщение к родной культуре, интереса и уважения к истокам, к истории - одна из главных задач современного образования и воспитания. Долг каждого из нас - знать, помнить и прививать интерес к славному прошлому наших дедов и прадедов. Через историю, через постоянное напоминание о подвигах предков и пролегает путь к воспитанию настоящего патриотизма.
2020 год - особый для нашей великой Родины. Страна будет отмечать 75‑летие Победы советского народа над фашистской Германией. Родина помнит бессмертный подвиг солдат, офицеров, тружеников тыла, сыгравших важнейшую роль в победе над «коричневой чумой». Уходит в прошлое война. Но память не должна угаснуть. Мы не имеем права забыть тех, кто принял первым бой в июне 1941‑го, кто отважно сражался за каждую пядь земли, кто геройски погиб, служа Отечеству, кто, пройдя через всю войну, добил врага в поверженном Берлине!

Шагаем. Шагаем упрямо вперед.
Мы прямо идем в штыковую,
И цепью живою
стремительных рот
Мы землю прикроем родную.
Я тоже в цепи неустанно иду.
Что пули в нас метят, я знаю.
Под огненным шквалом
бросаюсь в грозу,
Где встречу немецкую стаю.
На поле остались
не наши кресты.
Мы бережно звезды считаем.
Завещано небом: до самой весны
Победно с полком дошагаем.
Как будем в Берлине,
ускорим мы шаг.
Раскаяться недругу поздно.
И Красное знамя
увидит Рейхстаг,
И вдруг улыбнутся нам звезды.

(Автор Дамир Еникеев)

С каждым годом, с каждым днем все отдаляются от нас события Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Особое внимание в школе мы уделяем работе с ветеранами Великой Отечественной войны, которых, к сожалению, остается все меньше. Мы обязаны помнить о тех, кто прошел войну, кто принес нашей великой Родине Великую Победу. Это важно для сохранения исторической памяти. Как отметила лидер нашего ученического самоуправления, мы последние, кто видит их живыми. Если не сберечь хрупкую память - вновь поднимут головы любители переписывать историю страны и мира в новейшую эпоху. Долг каждого из нас - знать, помнить, проявлять интерес ко всему, что касается нашей истории, что знали наши деды и прадеды. Через историю, через постоянное напоминание о подвигах предков и пролегает путь к воспитанию настоящего патриотизма.

Роза ШАКИРОВА, директор школы №1186 имени М.Джалиля;
Дамир ЕНИКЕЕВ, педагог-организатор музея «Легенды разведки»;
Хавва РАФИКОВА, педагог-организатор музея «История школы №1186 имени Мусы Джалиля»