Для того чтобы учесть все нюансы и реализовать возможности московской школы по максимуму, была введена концепция «Классный руководитель - руководитель класса», которая принципиально меняет подход к тому, как руководитель взаимодействует со своими классами.
В рамках данной концепции была принята инициатива выстраивания иерархии «координатор - навигатор - медиатор», при которой классный руководитель - человек, не просто следящий за своим классом, а всецело управляющий им и его перспективами. Как координатор, он регулирует работу класса, всецело следя за его деятельностью, в том числе проф­ориентационной; как навигатор, классный руководитель является звеном информационного потока для выбора дальнейшей деятельности: в младших классах это ранняя профилизация, в среднем звене - профориентационные мероприятия, а в старших классах - профессиональные пробы, при которых будущие выпускники уже могут на практике опробовать интересующие их сферы деятельности. Как медиатор, классный руководитель является посредником между получением детьми образования по школьной программе и сопряжением ее с профессиональной деятельностью. Руководитель составляет профориентационный план класса, на основе которого, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося, его интересы и способности, направляет каждого по определенному профессиональному руслу. Куратор профориентационной работы должен обладать управленческими навыками, это должен быть не только человек, который способен повести за собой других, но и человек, который на личном примере может показать, как, что и для чего стоит делать.
Одним из ярких проектов в зоне ответственности кураторов профориентационной работы является взаимодействие с проектом «Профсреда школам».
Кураторы профориентации отбирают мероприятия, наиболее актуальные для образовательной организации. Все мероприятия являются практико-ориентированными, поэтому классные руководители внедряют результаты мероприятия - приобретенные знания и опыт - в свою работу. По прошествии времени, когда результаты внедрения становятся заметными, происходит обратная связь между организаторами проекта, кураторами профориентации и классными руководителями.
С момента начала реализации подобного подхода к профориентационной деятельности в школе имени Ф.М.Достоевского ведется активная работа по формированию концепции «Классный руководитель - руководитель класса»: руководители классов принимают активное участие в мероприятиях, целью которых является выведение их деятельности на принципиально новый уровень. За прошедший год сотрудники нашей школы приняли активное участие в семинаре «Технология организации профориентационной игры, направленной на знакомство с направлениями» на базе технополиса «Москва», в семинаре «Вклад классных руководителей в качественное образование московских школьников», проведенном в содружестве с Ассоциацией классных руководителей образовательных организаций города Москвы, в занятиях под общим названием «Школа классного руководителя», а также в ряде программ «Инструменты профориентационной работы классного руководителя», позволивших выделить реальных лидеров среди классных руководителей, наиболее направленных на интеграцию профориентации в своих классах.
Также стоит отметить, что благодаря тесному сотрудничеству с образовательными учреждениями профессиональной направленности сотрудники нашей школы приняли участие в интерактивном педагогическом совете «Проект развития профориентационных программ класса в школе», организованном в рамках проекта «Профсреда школам» на базе колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26. По результатам прошлого учебного года школа имени Ф.М.Достоевского вошла в Топ - 5 лучших школ Москвы по профориентационной работе: наши педагоги и кураторы получили дипломы и защитили проекты, признанные одними из самых успешных и сильных среди всех проектов столичных школ.

Сергей ШИЛИН,
учитель русского языка и литературы, руководитель 7‑го кадетского класса «К» Школы имени Ф.М.Достоевского