Число детей с ОВЗ растет с каждым годом. Их образование по запросу родителей все чаще организуется в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений. Поэтому профессия тьютора становится все более актуальной на сегодняшний день.

Кто такой тьютор?
Тьютор - педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития (Атлас новых профессий).
Для России тьюторство - принципиально новый вид педагогики. Хотя есть множество областей, где оно находит свое применение: социальная работа с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ, дошкольные и школьные учреждения, реализующие систему инклюзивного образования. Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Учитель или воспитатель работает ответами, а тьютор - вопросами. Это особое умение.

Как работает тьютор?
Тьютор - посредник между педагогом и ребенком. Он анализирует интересы и проблемы ребенка, отслеживает, что в программе дается ребенку с трудом, а к чему есть способности.
В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребенком жизненно необходимо. В первую очередь это касается инклюзивных образовательных учреждений.
Инклюзивное образование - процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями в массовых дошкольных и школьных учреждениях.
Если ребенок имеет нарушения зрения, слуха, речи, нарушение интеллекта, если ему трудно передвигаться из-за нарушений опорно-двигательного аппарата, он может учиться среди обычных сверстников. Но для этого ему нужна помощь тьютора.
Ребенку нужна физическая помощь. Детям с нарушением опорно-двигательного аппарата тьютор помогает передвигаться, с нарушением слуха или зрения - усваивать информацию с помощью специальной аппаратуры или языка жестов. Работа тьютора не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим воспитанником столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может сопровождать сразу нескольких детей в классе. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда - время от времени, на определенных уроках и занятиях. Главная задача такого педагога - поддерживать в ребенке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.

Тьютор - где учиться?
Дипломированных тьюторов мало, педагогами-сопровождающими в школах и детских садах работают подготовленные социальные педагоги, воспитатели и даже родители детей с ОВЗ. А также волонтеры - студенты, ученики старших классов, которые не рассчитывают на какие-то блага лично для себя, а просто хотят помочь или научиться чему-то новому. Так что потребность в профессиональных тьюторах очевидна.
В рамках системы дополнительного образования педагогический колледж №10 реализует программу подготовки специалистов-тьюторов. В результате изучения программы слушатели получают практический опыт:
- выявления индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений, обучающихся в процессе образования;
- педагогического сопровождения обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
- подбора и адаптации педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
- разработки и подбора методических средств для создания индивидуальных образовательных маршрутов.
Программа дает представление о феномене тьюторства, которое на сегодняшний день проникает в разные сферы образования: дошкольное, школьное, высшее. Появление этого нового методологического подхода закономерно и своевременно, так как сегодня вектор образования направлен на индивидуализацию.

Анастасия САМОХИНА,
Гаяне АРУСТАМЯН,
педагогический колледж №10