А секрет их очарования, пожалуй, понятен: дети ходят в школу с удовольствием, потому что педагогический коллектив поставил перед собой задачу охватить дополнительным образованием максимальное число учащихся, в идеале всех. За два часа пребывания в школе №641 я познакомилась с робототехниками, инженерами, актерами, общественными активистами, киберспортсменами и просто очень активными, обаятельными, думающими детьми. Многие из них уже определились со своей будущей профессией, и в этом выборе им помогли школьные кружки, студии, клубы.
С техникой на «ты»
Семиклассник Даниил занимается робототехникой с третьего класса. Уже в четвертом участвовал в соревнованиях «Инженеры будущего», которые проводит МГТУ имени Н.Э.Баумана, становился там призером. «Хочу связать свою жизнь с робототехникой, потому что будущее, кончено, за IT-технологиями, хочется занять какое-то место в этой сфере», - признается Даниил. Предмет его гордости - робот, которого собрал на Турнире двух столиц:
- И год назад, и в этом году мы участвовали в категории «Кондитерская», это была командная работа, надо было по определенному штрих-коду собрать заказ. Мой робот должен был собрать торт и отвезти его другому роботу, а тот должен был отвезти торт заказчику. Получилось интересно. Я долго над этим работал.
У восьмиклассника Виктора тоже есть любимый робот, два года назад также на Турнире двух столиц он с напарником занял 3‑е место.
- Я бы хотел стать робототехником. Хочется помогать людям, но не делать это своими руками, а так, чтобы делали роботы, - делится планами на будущее Виктор.
И Виктор, и Даниил, и еще 30 участников сборной команды школы по робототехнике, и те, кто только делает первые шаги в этом направлении, а заниматься этим здесь начинают с третьего класса, - предмет и гордости, и ежедневного труда их педагога и наставника - учителя технологии Татьяны Ким. Она признается, что в ее клубе много детей, которые с техникой на «ты»:
- Я всегда говорю, не бывает бездарных детей, они все одаренные, только надо дать им какой-то толчок, чтобы развить эти способности. Нужно давать им возможность.
И если в начальной школе занятия по робототехнике больше напоминают кружок, то с пятого класса формируется совершенно другая среда. Чтобы создать своего робота, запрограммировать его на выполнение нужных задач, ребятам нужны знания по механике, физике, математике, логике, информатике, а с недавнего времени и по электронике.
А еще залог успеха команды робототехников школы №641 в наставничестве и взаимопомощи, убеждена педагог:
- Что самое главное - дети очень правильно строят взаимоотношения. Старшие ребята, которые уже получили максимально знания и умения по конструированию и программированию, становятся наставниками для младших классов. Они проводят для младших мастер-классы, курируют, если те готовятся к соревнованиям. Мы выстраиваем в нашем клубе доброжелательное отношение друг к другу. У нас девиз: «Один за всех, и все за одного».
По словам Татьяны Федоровны, именно командная работа дает возможность перенимать опыт, быстро и эффективно обучаться:
- Ведь один ребенок может хорошо программировать, а другой - хорошо собирать, а вместе это дает колоссальные результаты.
Результаты действительно впечатляющие. Ребята участвуют в большом количестве соревнований и олимпиад - в Москве, стране, мире. Состязаний сложных и значимых в инженерной среде. И ежегодно не меньше 15 призеров и победителей! Под конец 2019 года школьная команда «Мобильные роботы-1» заняла третье место в финале соревнований по робототехнике «Турнир двух столиц» в Казани. Там же в альянсе «Пятый элемент» команда из Москвы с участием учеников Татьяны Федоровны взяла «золото»! Неоднократно ее ребята участвовали и достойно выступали в состязаниях в Японии и Китае. Кстати, при разности методик преподавания и уровне оснащенности российские школьники не уступают своим сверстникам из этих стран, с гордостью говорит педагог.
Многие ее выпускники поступили по окончании школы в технические вузы. А нынешние призеры и победители олимпиад уже на примете у педагогов высшей школы.
- Робототехника дает совершенно другие интересы, не просто поиграться в игрушки, им интересно своими руками создать своего робота, написать для него программу. Ребята видят, что они могут, умеют, что у них мозги работают в нужном направлении, - подытоживает Татьяна Ким.

Время осваивать в школе новые технологии
Не можешь победить врага, возглавь его. В несколько перефразированном виде вспомнилась фраза Макиавелли, когда мы познакомились с руководителем школьного клуба по киберспорту, учителем информатики Алексеем Катарановым. Но он меня тут же поправил: «Не возглавить, а внедрить и использовать в учебных целях».
- Способы восприятия информации сегодня совсем другие. А традиционная школа рассчитана на традиционных людей, которые воспринимали информацию из традиционных источников - книг, фильмов, ТВ, радио. Эти источники неактуальны для современных детей. Для них актуальны другие, в том числе игровое направление, - говорит педагог.
Три года назад в школе организовали клуб по киберспорту. И это направление привлекло внимание тех детей, которые не нашли себе других занятий по интересам.
- Мы решили достучаться к ним через игры, - рассказывает Алексей Борисович, - и создали клубную площадку, чтобы они не сидели дома за компьютерами и играли по Сети, а могли общаться в аудитории. Ведь игра предполагает не только знание правил, умения и навыки, а и владение информационными технологиями, знание их средств, новинок. Каждый геймер следит за своим компьютером, знает, как его модернизировать, он должен понимать, как этот компьютер работает.
Одним словом, это не просто игра. Да и игра, к слову сказать, интеллектуальная, требующая слаженной командной работы, выработки стратегии, умения планировать. Именно так и организована работа в клубе - здесь ребята обмениваются информацией, формируют команды, тренируются, проводят внутриклубные соревнования. Все участники разделены на три уровня: 7‑8‑е классы, 9‑10‑е и 11‑й класс.
Одиннадцатиклассник Алексей как раз из тех, кто начинал киберклуб. Сегодня он учится в профильном классе по направлению «IT-технологии» и активно готовится к выпускным испытаниям.
- Киберклуб меня научил рациональному мышлению, усилил мой социальный статус среди моего окружения, и к тому же это веселое времяпрепровождение. Еще клуб меня заинтересовал сферой программирования, мне интересно было то, как сделана игра, - рассказывает Алексей.
Я с подвохом критически настроенной мамы спрашиваю:
- А другими видами спорта ты интересовался?
Отвечает:
- Плавание, спортзал, правда, сейчас все время на подготовку к экзаменам уходит.
Алексей Борисович убежден, что навыки, приобретенные в клубе, ребята применят в реальной жизни:
- Многие преображаются, когда играют в команде, у многих лидерские качества проявляются. И потом ведь очень важно дать человеку возможность поверить в себя. Очень важно, чтобы он понял, что он многое может, ведет за собой команду, он понимает, что и в жизни так - надо развиваться, чтобы достичь какого-то результата. И в жизни в качестве ресурса нужно получать знания и с их помощью достигать поставленных целей. Когда такая стратогема в сознании, это очень важно.
Кстати, в клубе сейчас осваивают новый инструмент - Classcraft. Ребята от уровня простых игроков поднялись до уровня разработчиков и создают учебный мир по физике и информатике, который можно будет использовать в школьной образовательной программе. Между прочим, в таких странах, как Швеция и Япония, киберспорт включен в учебную программу.

Десятый - экспериментальный театральный
«Цыгане шумною толпою…» - подумалось мне, когда в кабинет ворвалась компания невероятно эмоциональных, раскрепощенных и очень позитивных мальчишек и девчонок. Они все одноклассники и коллеги, участники эксперимента, который стартовал в школе в этом году.
- Этот класс вырос из театральной студии. Мы начинали в кружке с 5‑6 детей, потом кружок стал расти, мы ставили полноценные спектакли, шили костюмы, делали декорации, школьный зал превратился в почти полноценную сцену. И получилось так, что в школе есть инженерное направление, математическое, лингвистическое, а ребятам творческим некуда податься. Таких ребят стало много, и нам предложили создать класс. К нам даже приехали ребята из Нальчика, Ростова, Новосибирска специально, чтобы поступить в этот класс, - рассказывает классный руководитель 10‑го профильного театрального класса, педагог и режиссер Анастасия Гусева.
В обязательной учебной программе 10‑го театрального помимо всех школьных дисциплин много русского языка и литературы, а также такие предметы, как «Сценическое движение», «Сценическая речь», «Актерское мастерство» и «История искусств». По этим предметам также задаются домашние задания и выставляются отметки.
- У нас очень интересные задания по истории искусств, - рассказывает десятиклассница Полина, - каждую неделю Анастасия Вадимовна задает нам пьесу для прочтения, фильм для просмотра и одну главу из книги Станиславского «Моя жизнь в искусстве». Мы должны написать рецензию. Это много времени занимает, но очень интересно.
А еще работа над спектаклями, а в преддверии Нового года обязательные елки. «За первое полугодие школьные театралы (помимо профильного класса в школе есть еще театральная студия «Антре») поставили и сыграли «Синюю птицу», «Евгения Онегина», «Летучий корабль», «Ночь перед Рождеством, «Новогоднее приключение Ивана по сказкам», музыкальную постановку «Месяц май». Кроме того, ребята активно участвуют в конкурсах чтецов. «При этом у нас все достаточно хорошо учатся. Дети действительно трудяги. Они на репетициях до девяти вечера. Это возможно только при желании очень много работать», - говорит наставник, и она, очевидно, добрый друг ребят. Они признаются, что ей с ними непросто, но при этом все вместе выглядят как единое, очень гармоничное целое.
- Мы видимся каждый день, нам интересно вместе, мы одинаковые. Нас очень многое объединяет, - говорит Полина.
Ей вторит Елисей:
- С театром полностью поменялась жизнь, интересы поменялись, окружение поменялось.
Безусловно, не все они свяжут свою жизнь с театром, хотя сейчас все собираются кто в артисты, кто в сценаристы, кто в режиссеры. Но и в другой профессии у них будет больше шансов добиться успеха, убеждена Анастасия Вадимовна:
- У них не будет комплексов, не будет зажимов. А самое главное - мы прививаем вкус. Когда ты проживаешь определенный материал на сцене, читаешь его, меняется мировоззрение. Ты многие вещи просто не сможешь себе позволить.
- В каждой школе должен быть театральный коллектив, - говорит Ольга Великанова, режиссер Электротеатра «Станиславский», она ведет в школе №641 театральный кружок. - В театре дети раскрепощаются, становятся более внимательными. Самая большая проблема в школе - это внимание, дети очень рассеянны. Еще одна проблема - речь. Они все плохо говорят. Я занимаюсь с младшими школьниками чтением, художественным словом.
О том, что читать стали много и с интересом, мне рассказали и театральные десятиклассники, отмечая перемены, которые произошли с ними за эти полгода.
Уже в феврале они будут показывать педагогам из Театрального института имени Бориса Щукина, с которым сотрудничают, свой спектакль «А зори здесь тихие». А в следующем году при поступлении в театральный вуз у них будет небольшой бонус - первый творческий тур они будут сдавать не в общей массе абитуриентов, а отдельно.

«Актив…» для неравнодушных
Практически все мероприятия проходят в школе с участием ребят из «Актива школы» - так называется реализуемая здесь модель ученического самоуправления. «Мы ходим в школу не просто так, а для того чтобы изменить школьную жизнь в лучшую сторону, чтобы было больше интересных событий, чтобы школа была не чем-то обязательным, а скорее желанным», - рассказывают его участники. Их в «Активе…» 50 человек, и еще немало тех, кто периодически принимает участие в сборах и мероприятиях. По словам руководителя, педагога-организатора Александра Клименко, в «Актив…» готовы принять всех желающих с 5‑го по 11‑й класс:
- А потом можно выбрать направление по душе - работу в медиацентре, волонтерскую деятельность, организацию мероприятий, дизайн.
Кстати, кабинет, в котором мы общаемся с ребятами и в котором они каждый понедельник собираются, чтобы пообщаться, обменяться идеями, придумать новые проекты, оформлен представителями именно дизайнерского направления. Оформлен креативно, ярко и необычайно уютно.
- Каждый человек в «Активе…» себя раскрывает, развивает свои возможности, реализует себя как-то. На каждой нашей встрече собирается множество ребят, у каждого свои идеи, свои мысли. Работа в команде раскрывает их настолько, что получаются действительно крутые проекты. Один бы такого не сделал. Мы развиваемся не только на уроках и через учебники, а и через общение, концерты, совместные просмотры фильмов, - отвечают ребята на вопрос, что дает им «Актив…», и с гордостью рассказывают, как в рамках волонтерской работы собирали и отвозили вещи в детский дом, собирали корм для животных из приюта.
На вопрос же, какое мероприятие запомнилось больше всего, однозначно отвечают - выборы в ученический парламент. Все было по-настоящему! Кандидаты готовили предвыборные программы, проводили агитацию, а голосование проходило в онлайн-режиме, и уже к полуночи было известно, чья программа по улучшению школьной жизни понравилась больше всего.
Александр Владимирович старается и жизнь своих подопечных сделать ярче: они были с экскурсиями в студии «Тимати Блэк Стар», в агентстве ТАСС, на радио «Серебряный дождь», собираются в офис Яндекса.
Общественная жизнь, признаются ребята, не мешает жизни ученической, а скорее помогает, ведь в «Активе…» они учатся высказывать и отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы. И, пожалуй, главное - они учатся быть неравнодушными к тому, что их окружает.