В этой связи курс «Эстетика повседневности» и разнообразная проектная деятельность органично вписываются в общую канву воспитательных задач и педагогических намерений школы №825.
В нашей школе «главной целью считают человека, развитие ребенка, все же остальное (и прежде всего учение) является условием для этого развития», говорил В.А.Караковский. Не случайно школу №825 называют школой отношений, школой межвозрастного взаимодействия.
Мы убеждаем и убеждаемся, что каждый день жизни уникален, потому что неповторим. Он наполнен ароматом и особым вкусом от встреч, удивлений, побед и разочарований. Важно, чтобы юный человек понимал, что от него в этом дне многое зависит.
«Ты завтра опытнее, ты способен увидеть, сделать, оценить что-то тоньше, лучше, талантливее. Ты это можешь, у тебя получится» - этот посыл так или иначе транслируют педагоги своим ученикам.
Курс «Эстетика повседневности», преподаваемый в школе, базируется именно на активных формах детско-взрослого взаимодействия. В результате деятельного общения приходим к пониманию:
- что человек и его человеческое достоинство - главное условие для гармоничного существования и свободного развития личности каждого;
- как не превратить повседневность в обыденность, скуку или суету, потому что слово, взгляд, телодвижение становятся либо началом долгосрочных добрых отношений, либо разрушительными установками для обеих сторон участников взаимодействия;
- что «я» не только ученик школы, а носитель разнообразных социальных функций и исполнитель разных социальных ролей, которые должны быть прожиты, «сыграны» талантливо, демонстрируя уважение к людям, живущим рядом;
- что наш курс - эстетическая инъекция для преодоления среднего вкуса сегодняшнего жителя мегаполиса.
Этот курс мы используем как творческую лабораторию для гуманитарных школьных проектов с самым широким спектром целевых установок.
В нашей проектной деятельности есть особые смыслы:
- каждый может заявить себя в качестве генератора идей, режиссера, сценариста, художника, журналиста, фотокорреспондента, архитектора, дизайнера, модельера, стилиста, ведущего, они же и одновременно возглавляют организационные блоки проекта;
- ролевое участие меняется от проекта к проекту (сегодня ты лидер, завтра - исполнитель);
- идея не должна повторяться;
- поддержка, взаимопомощь, подстраховка - константы в подготовке коллективного дела;
- педагоги, родители, выпускники школы могут быть консультантами, руководителями организационных блоков, исполнителями, гостями;
- особенно дорого участие инженерно-технической службы школы во всех значимых проектах, а потому сотрудников, как и учителей, знают и обращаются к ним по имени-отчеству;
- обязательный анализ по результатам сделанного - экспромтный (сразу после проекта), анализ сущностный (в течение 2‑3 дней), анализ-последействие (обсуждение и планирование намерений, представление к поощрению, награждению участников).
Это бесценный опыт для личностного взросления.
Делимся некоторыми впечатлениями года.
В каждой школе сентябрь наполнен радостью от встреч и эмоциональной яркостью планов. Наш сентябрь не только традиционно тепло посвящает в первоклассники, он уже четвертый раз приглашает на торжественный прием директора школы Ю.Г.Шелухина победителей олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года, давая интеллектуальный старт предстоящему. Это новая традиция в школе, но этого события ждут, и оно тоже становится «авторским высказыванием» старшеклассников и педагогов.
Октябрь в нашем общем доме окрашен пушкинской поэтической строкой и бесконечностью, неисчерпаемостью впечатлений от личности поэта. Более четырех десятилетий существует эта традиция, и каждый год удивительные открытия.
Учитель начальных классов Наталья Владимировна Григорьева в этом году ребятам 2‑го «А» класса предложила «белое закулисье» с художественным вернисажем авторских работ по произведениям А.С.Пушкина. Каждый день пушкинской недели был окрашен особыми чувствами и впечатлениями, хотя начинался символично - зажжением свечей в аутентичном подсвечнике на белом столе, сменой кубиков на календаре и кленовыми листьями-микрофонами. Каждое утро из-за кулис выходили ребята и читали свое любимое «из Пушкина». Неизменными участниками этих превращений становятся родители, которые тоже читают стихи или пушкинскую прозу.
Эти исторические, литературные, эстетические традиции незыблемы. К сказанному и написанному слову у нас относятся очень серьезно.
Ребята 6‑го «А» класса с классным руководителем М.Н.Спи­риной в один из пушкинских дней пригласили второклассников в свою поэтическую студию (это тоже традиция доброго общения учеников начальной и средней школы) на встречу с современным поэтом Еленой Владимировной Албул.
Организаторы подготовили специальные художественно оформленные приглашения для гостей.
Хозяева встречали гостей в парадных костюмах с элементами театральных аксессуаров (галстуки-платки, галстуки-бабочки).
В студии звучала классическая музыка из произведений композиторов на пушкинские сюжеты - Михаила Ивановича Глинки, Петра Ильича Чайковского.
Здесь было столько красоты и искренности, продуманной роли для каждого участника, что по окончании программы ребята не захотели расходиться и еще и еще читали любимые пушкинские строки. В последний день недели из кленовых листьев-микрофонов получился «пушкинский венок» как символ сказанного, прочитанного, спетого. Эти разные проекты стали поэтическим впечатлением октября.
Коллективные творческие проекты часто связаны с преобразованием традиционных школьных пространств, это могут быть учебные кабинеты, холлы, галереи, актовый зал, парадная площадка перед входом в школу.
Особым образом мы традиционно преобразуем пространство школьной столовой и «дворика» перед входом в нее. Делаем это, как правило, в стилистике времен года. Творческая группа учеников 7‑го «А» класса в этом году подарила необычный взгляд на осень. Проект «Осень-лиса» (автор Мария Кулакова, ученица 7‑го «А» класса). Идея ассоциации осени с лисьим характером - хитро-изменчивым, порывистым, всегда неожиданным - и цветовыми оттенками этого образа вдохновила авторов проекта на удивительные находки.
Начали с лисьих следов и мордочек на оконных жалюзи, кленовых потолочных каскадов, лисьих шляп над педагогическим столом и пуговиц от ее костюма в качестве сетов на столе.
Появились часы «Времена года» со стрелками на «Осень» как намек на то, что все только начинается». Хозяйственная зона «порыжела» ниточными шторками и оранжевыми фетровыми цветами. Встречала всех красавица Лиса в зоне беседки, указывая, что время завтрака, обеда пришло, и она приглашает отведать угощения из сегодняшнего меню.
Прежде чем войти в столовую, «дворик» предложил поэтическую фотосессию. Осенние строки гениальных поэтов и богато декорированные рамы для фотографирования погружали в атмосферу времени года - многоцветного, ароматного, вкусного.
Работая вместе, участники проекта помогали друг другу, подсказывали, иногда заменяя болеющих и спешащих. Они не только рисовали, клеили, вешали, а и передвигали, убирали, мыли и чистили. Эта «золушкина» работа очень быстро проявляет, кто есть кто. Одноклассники не разочаровали друг друга. Частым, а поэтому дорогим, был волшебный вопрос: «Чем я могу помочь?» Такого рода деятельность на пользу и радость другим, которая у нас называется добротворчеством, раскрывает личность особым образом, меняя вектор деятельности от себя к другому. Такие школьные удивления стали потребностью, и если проект по какой-то причине запаздывает, ребята спрашивают: «А что случилось? Уже 1 декабря, а зимних преобразований не произошло», предлагая свою помощь.
Мы часто аукаемся календарными воспоминаниями: «Это было в год проекта «Осень в золоте хохломы», «Зима в стиле гжели», «Весна на жостовском подносе» (идея подарена учителем технологии Ю.И.Рыженковой). Эта идея прижилась, потому что имела точные педагогические и эстетические ориентиры:
- доставить удовольствие, создать хорошее настроение сменяющимся стилевым оформлением педагогической зоны школьной столовой всем посетителям этого пространства;
- подчеркнуть статус педагога не только как главного организатора деятельности в школьном сообществе, но и как главного культурного ориентира в пространстве школы №825;
- создать ситуацию-образец, позволяющую наглядно убедиться в возможности минимальными средствами подчеркнуть особо уважительное отношение к работающим здесь педагогам и сотрудникам;
- использовать пространство кафе как возможность принимать гостей в праздничной обстановке с характерными для нее признаками: цветом, светом, крахмальностью, наличием столовых приборов, посуды, музыкальным сопровождением;
- данный проект считать своеобразной педагогической провокацией как специально созданной педагогической ситуацией, мотивирующей желание учащихся стать авторами собственных идей, преобразования разно­образных школьных зон;
- сделать наблюдателей со­участниками и преобразователями жизни вокруг себя;
- убедить юного творца в том, что, доставляя радость другому, незаметно меняешь не только собственные поведенческие манеры, но и изменяешь вектор восприятия повседневности от повседневной монохромности к эстетическому многоцветию;
- рассматриваем разнообразные эстетические преобразования как своеобразный практикум в освоении старшеклассниками спецкурса «Эстетика повседневности», служащим для него «ненаглядным пособием» (по А.Алексину);
- рассматривать такого рода проекты как эмоционально-эстетический тренинг, потому что:
    идеи не повторяются;
    их реализация усложняется;
    в их сотворении каждый раз принимают участие новые авторы;
    такого рода деятельность позволяет открывать новые имена, потому что эта негромкая работа дает возможность раскрыться «негромким», но очень талантливым людям.
Подводя итог сегодняшнему высказыванию, отмечаем, что школа - человекообразующий институт, как и семья, но «…воспитательный процесс дискретен: ребенок не все время находится под воздействием школы. Именно поэтому желательно, чтобы это воздействие было ярким, запоминающимся, воспитывающим» (В.А.Караковский).
Концептуальные позиции педагогики здравого смысла предполагают расширение возможностей интеллектуальной, культурно-эстетической самореализации личности ученика и педагога.
Совместное сотворение, проживание, переживание - это та культурно-нравственная традиция школы, на которую нанизываются наши намерения. Они напрямую связаны с осознанием собственной причастности к школе - школьной идентичности, в основе которой лежит культурная идентичность разновозрастного сообщества, идущего маршрутом №825.

Татьяна ШАХОВА,
педагог-организатор школы №825