В 1993 году в книге «Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса» Владимир Абрамович Караковский изложил свое видение базовых ценностей воспитания человека:
1. Земля - общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI в. Земля людей и живой природы.
2. Отечество - единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная ему предками.
3. Семья - начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности.
4. Труд - основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека.
5. Знания - результат разно­образного и прежде всего творческого труда.
6. Культура - великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так в особенности в духовной жизни людей.
7. Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.
8. Человек - абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания.
Данную модель я использую как основу планирования воспитательного процесса в своем классе.
Целью обновленного гражданско-патриотического воспитания в школе согласно федеральному государственному стандарту общего образования является формирование российской идентичности учащихся. Российская идентичность учащегося в образовательном учреждении представлена в трех позициях:
- ученик своих учителей (юный человек, осмысленно и самостоятельно организующий свою учебную деятельность по освоению знаний, ценностей и норм российской культуры под руководством и при поддержке старшего наставника);
- гражданин школы (юный человек, принимающий и/или реализующий решения, касающиеся школьной общности; равноправный другим субъектам образовательного процесса - педагогам и своим родителям; неравнодушный и инициативный житель школьного дома);
- гражданин общества (юный человек, принимающий и/или реализующий решения, касающиеся жизни других людей за пределами школы - в районе, городе, стране; неравнодушный, инициативный и деятельный субъект гражданского общества).
Каждая из указанных идентификационных позиций формируется специфическим образом:
- позиция «ученик своих учителей» формируется в учебном процессе и школьном дополнительном образовании;
- позиция субъекта детско-взрослой школьной общности, гражданина школы, получает оформление в общественной среде школы. Общественная среда - это классные коллективы, клубы, общешкольные события, детско-взрослое управление, детское самоуправление;
- позиция «гражданин общества» формируется во вне­школьном (внешнем по отношению к школе, но все-таки связанном с ней) социализационном пространстве. Ребенок занимает эту позицию, участвуя в социальных проектах школы, социальных акциях, общественных объединениях.
Таким образом, мы имеем три ключевые сферы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении:
1) учебный процесс и школьное дополнительное образование (сфера учебности);
2) общественная среда учреждения (сфера клубности);
3) внешкольное социализационное пространство (сфера социальности).
Для инновационного развития каждой сферы гражданско-патриотического воспитания существует специфический ресурс, основу которого составляют эффективные технологии и актуальные практики гражданско-патриотического воспитания: технологии проблемно-ценностных дискуссий, социально-образовательных проектов, мировоззренческого кино, практики детско-взрослых поисковых отрядов, школьных клубов и детских общественных объединений (организаций) с выраженной гражданско-патриотической составляющей деятельности.
Формируя идентичность школьников, я организую мероприятия, направленные на воспитание в ребятах граждан класса, школы, общества.

1‑я сфера. Гражданин класса
Работая в этой сфере, я использовала технологии мировоззренческого кино, проблемно-ценностной дискуссии и социального проектирования.
В классе мы часто смотрим патриотические фильмы. Я хотела бы рассказать о просмотре советского художественного фильма «Зимородок». Фильм интересно и глубоко повествует о поиске школьниками неизвестного героя войны - молодого партизана по прозванию Зимородок. В фильме замечательно передан сам процесс поиска и восстановления прошлого из небытия.
После просмотра фильма мы с ребятами обсуждали его и в том числе вышли на такие вопросы:
1. Что необычного и интересного вы знаете об истории своих семей?
2. Что вы не знаете и хотели бы узнать?
3. А как сделать так, чтобы родители и другие члены семьи с удовольствием поделились с вами своим знанием?
И тут мы вместе с ребятами пришли к идее, что они могут взять интервью у своих родителей и родственников (и даже записать эти интервью на диктофон, который есть в любом телефоне, или записать на видеокамеру). Тем самым у них появились собственные проекты - взять интервью.
Ребята разрабатывали вопросы, брали интервью, некоторые не по одному. Мы обсуждали этот процесс в классе, делились находками. А родители, воодушевленные увлеченностью детей, стали делать семейные проекты для общешкольной Книги Памяти.
Каждый год в преддверии Дня защитника Отечества в моем классе проводятся уроки Мужества. В 2018‑м урок был посвящен 75‑летию разгрома фашистских войск под Сталинградом. Занятие провели ветераны Великой Отечественной войны Георгий Алексеевич Виноградов, Артем Иванович Азиров, Людмила Николаевна Осина. Они рассказали о героизме, отваге и мужестве советских солдат, сумевших преодолеть натиск врага. Георгий Алексеевич Виноградов, участник Сталинградской битвы, поделился своими воспоминаниями о том, как попал на фронт, в каких боях участвовал, за что получил свою первую награду. Ребята подготовили для ветеранов литературно-музыкальную композицию и поздравили их с Днем защитника Отечества.

2‑я сфера. Гражданин школы
Формирование идентификационной позиции «гражданин школы» успешно осуществляется в рамках общешкольных событий. В школе №825 сильны традиции объединения ребят разных возрастов. Участвуя в общешкольных мероприятиях, дети осознают, что они ученики своей школы.
В нашей школе ежегодно дошкольники и младшие школьники на торжественных линейках вспоминают героев Великой Отечественной войны у школьных символов мужества и стойкости: знамени ветеранов, штыка и пробитой каски бойца 1943 года, хранящихся в школьном музее. Совет старшеклассников доверяет участвовать в почетном карауле учащимся младших классов. Первоклассникам в память о первой торжественной линейке старшие друзья вручают подарки.
Традиционно в моем классе проходят новогодние концерты для ветеранов. В этом году ребята подготовили творческие поздравления: читали стихотворения о зимних праздниках, исполняли новогодние мелодии на разных музыкальных инструментах, представили танец собственного сочинения. Ветераны были приятно удивлены и растроганы тем, что многие дети выступали вместе со своими младшими братьями и сестрами, учащимися школы №825. Отдельный сюрприз ждал Артема Ивановича в честь его 95‑летия. Ветераны в свою очередь поздравили детей с Новым годом и рассказали много интересного о том, как отмечали Новый год раньше.

3‑я сфера. Гражданин общества
Воспитание граждан общества обязательно должно быть связано с изучением истории родной страны. Блокада Ленинграда - трагическая страница нашей истории, и потому помнить ее и знать о ней - долг каждого гражданина России. Во 2‑м классе мы с ребятами участвовали во Всероссийской патриотической акции «Память сердца: блокадный Ленинград», посвященной 72‑й годовщине снятия блокады Ленинграда. Учащимся и их родителям было предложено вместе вспомнить события, происходившие в блокадном Ленинграде, обсудить историю несломленного города и подготовить творческую работу по одному из следующих направлений:
- «История музыкального произведения, созданного в годы блокады»:
- «История стихотворения, созданного в годы блокады»:
- «Рассказ о художественном или документальном фильме о блокаде» (пример - д/ф «Блокадный дневник Тани Савичевой»);
- «Литературные произведения о блокаде Ленинграда» (пример - повесть Ю.Германа «Вот как это было»);
- «Рассказ о фотодокументах, фотохрониках блокадного Ленинграда» (может быть описана история одной или нескольких фотографий);
- «История художественного полотна и его создателя»;
- «История знакомого вам человека, имеющего отношение к событиям, происходившим в блокадном Ленинграде».
27 января в 12.00 ребята в знак солидарности с ленинградцами почтили память павших защитников Ленинграда и мирных жителей города минутой молчания. Затем дети выступили со своими работами - сочинениями, плакатами, презентациями. Ребята много трудились, проводили поисковую работу, изучали исторические источники. Ученики почувствовали себя причастными к истории своего народа.
Приведу еще один пример формирования идентичности в сфере «Гражданин общества» - социальный проект «Майский салют ветеранам».
Проектная деятельность ребенка значима только тогда, когда у него есть собственная цель проекта. Не сообщенная ему учителем или родителями, а самостоятельно выработанная или самостоятельно принятая от других.
Ключевой задачей учителя при организации проектной деятельности детей становится рождение у них желания что-то создать, построить, достичь и удержание проектной логики их действий для появления продукта.
Идея акции «Майский салют ветеранам» состояла в том, чтобы поздравить наших подшефных ветеранов не только всех вместе, но и каждого индивидуально. (Это была акция параллели вторых классов.)
Идея акции родилась в голове взрослых, и нам нужно было вдохновить ею детей. Для себя я решила, что мне важно, чтобы мои ученики, во-первых, захотели сами поздравить ветеранов, а во-вторых, захотели поздравить каждого ветерана особым образом.
Я подготовила и провела с ребятами проблематизирующую беседу, которая строилась вокруг следующих вопросов:
1. Как наша страна готовится к празднику 9 Мая? Что вы об этом слышали, что вы об этом знаете?
2. Как ваша семья обычно отмечает этот праздник, как будет отмечать в этом году?
3. А вы сами лично без мамы и папы хотели бы что-то сделать для ветеранов?
В этот момент часть детей дают сразу положительный ответ, часть - задумываются, а кто-то может сказать, что не хочет. В моем случае таких детей не было. Были те, кто сразу сказал «да», и те, кто задумался.
Дальше я поделилась с ребятами проектным замыслом взрослых: «Ребята, мы, взрослые, знаем, что ветеранов войны сейчас осталось очень мало. Раньше, когда они были молодыми, их были полки, дивизии, армии. А теперь, например, из 145000 жителей нашего района Кузьминки участников войны осталось всего 150 человек. А в нашей школе мы встречаем и заботимся о 7 ветеранах. И мы подумали, что можем поздравить их не только всех вместе, а каждого индивидуально, особым образом».
Я рассказала детям о каждом из ветеранов, и дети начали предлагать свои варианты того, что хотят для них сделать. В результате у нас возникло небольшое проектное сообщество, где у каждого были свой замысел, возможность обсуждать его и ход действий и высказывать свое мнение другим (по поводу их замысла и действий). Часть детей сделали художественные проекты: песня, танец, рисунок, букеты цветов. Были дети, которые написали письма ветеранам. Один мальчик записал видеооткрытку.
Встречи детей с ветеранами - свидетельство единства народа, преемственности поколений. Воспитывая в детях ценностное отношение к Отечеству, нельзя забывать о том, что у страны есть прошлое, настоящее и будущее.
О важности выстраивания школьной идентичности для формирования в детях гражданской идентичности писал Дмитрий Васильевич Григорьев. И я уверена, гражданин класса, гражданин школы будет настоящим гражданином своей страны.

Наталья ГРИГОРЬЕВА,
учитель начальных классов школы №825