Интеграция в переводе с латинского - это «восстановление до целого», то есть из частностей складывается целое. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в нем.
Педагогам нашего дошкольного отделения помогает осуществлять интегрированный подход в образовании и развитии детей комплексно-тематическое календарное планирование. В течение недели педагоги способствуют формированию у детей целостной картины многообразия окружающего мира и явлений в нем по определенной теме, используя при этом знания и информацию из разных образовательных областей на равноправной основе, разные виды деятельности, дополняя их друг другом.
Так, например, расширяя представления детей о природе, животных и растениях, педагог преследует цель воспитать у детей гуманное отношение к живому миру, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с красотой природы, решает задачи развития речи, формирует практические навыки по уходу за растениями и животными, учит отражать знания о природе в игровой и изобразительной деятельности, воспитывает умение общения со сверстниками и взрослыми и др.
Эта форма воспитательно-образовательного процесса позволяет освободить больше времени детям и педагогу для общения, прогулок, самостоятельного творчества и самореализации, игровой деятельности.
Наши педагоги-дошкольники применяют нестандартные и интересные формы проведения интегрированных мероприятий. Использование различных видов детской деятельности в течение этого мероприятия поддерживает внимание и интерес воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности такой организации воспитательно-образовательного процесса. Интегрированные формы снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес и мотивацию к обучению, развивают воображение, внимание, память, творческую активность детей, адекватны психофизиологическим особенностям детей дошкольного возраста. Это разнообразные игры, досуги, экскурсии, викторины, олимпиады, экспериментирование, моделирование, образовательные проекты, квесты, арт-клубы, центры активности.
Уже не первый год мы принимаем участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». За время участия в олимпиадах воспитанники вместе с педагогами и родителями посетили много музеев, парков города, расширили кругозор, узнали много нового и интересного из истории нашей страны, столицы, о достижениях наших великих людей, увидели, как наука делает нашу жизнь интереснее и увлекательнее. Для передвижения мы пользовались городским наземным транспортом и метро. Нет необходимости перечислять виды детской деятельности, использованной в этом мероприятии.
Очень широко используется метод проектов. Проекты в нашем дошкольном учреждении разработаны и реализуются краткосрочные и долгосрочные. Один из них - долгосрочный экологический проект «Чистый город - чистая душа». Содержание, формы и методы работы составляются в зависимости от возрастных особенностей, интересов, возможностей и потребностей детей от младшего возраста до подготовительных групп.
Социокультурный экологический проект «Чистый город - чистая душа» представляет собой направления работы по четырем блокам. В блоке «Чистота родного города» особый интерес вызывали у детей акция «Чистый участок» (следить за чистотой на своем участке), целевые прогулки по улицам района «Посчитаем мусорные корзины», интерактивные экскурсии «Красота и чистота родного города» - наблюдение за трудом дворника, его рассказ о своей работе, сюжетно-ролевая игра «Уборка мусора в городе» (профессии «дворник», «мусорщик», «водитель»).
Блок «Бережем воду» помимо интегрированной образовательной деятельности «Зачем и кому нужна вода?» был представлен экологическими сказками о воде, наблюдением за работой сантехника, проведением исследования «Закрой кран, чтобы не вытек океан», серией опытов «Способы очистки воды», созданием агитационных плакатов «Уходя, не забудь закрыть кран», «Капля плачет». В блоке «Бумага или пластик» реализовывались проекты «Бумажный мир» и «Чудо пластиковой бутылки», проводились опыты и эксперименты «Преимущество бумаги перед пластиком» (растворение бумаги в воде), ставились проблемные ситуации «Как экономно использовать бумагу», проводились мастер-классы «Вторая жизнь газеты: поделки из газетных трубочек», дети играли в сюжетно-ролевые игры «Прогулки в природу» («Что с собой возьмем - бумажный пакет или пластиковый? Что оставим после себя?»). И четвертый блок «Наш дом - природа». В процессе реализации этого блока мы проводили с детьми природоохранную акцию «Покормите птиц зимой» (изготовление и развешивание кормушек), экологическую акцию «Час Земли» (пользуйся световым днем), организовывали детский трудовой десант на природе, создавали рекламки по страницам Красной книги «Не рвите цветы», устраивали конкурсы плакатов «Бережем планету».
Одной из инновационных форм в наше время является буккроссинг («книговорот») - это международное движение по обмену книгами. Буккроссинг основан на принципе «прочитал сам - отдай другому». В рамках Недели детской книги состоялось торжественное открытие «Читариума», так мы назвали пространство любителей чтения. В рамках этого проекта проводились интересные мероприятия. Наиболее запоминающимся стало открытие читательской зоны, когда дети с родителями, придя в учреждение, обнаружили полки в виде чудо-дерева, на которых располагались книги разных авторов и жанров. Отдельные темы были приурочены к конкретным событиям и праздникам: Международный день врача (цель - формирование первичных представлений о профессии врача, ее социальной значимости и гуманной направленности); День народного единства (цель - формирование первичных ценностных представлений о России как о многонациональной, но единой стране, воспитание уважения к людям разных национальностей); День космонавтики (цель - формирование первичных представлений о выдающихся людях и достижениях России, интереса и чувства гордости за успехи страны и отдельных людей); Международный день семьи (цель - формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях).
Интересной формой интеграции является квест на самые разные темы. Это мероприятие активизирует детей на самостоятельную деятельность, дисциплинирует (так как при выполнении нужно обязательно выполнять определенные правила), учит сотрудничеству друг с другом и работе в коллективе, чтобы получить положительный результат.
Традиционными в школе №2010 стали конкурсы-фестивали «Золотая маска», «Венок содружества», в которых дошкольники принимают полноправное участие. Такие мероприятия не проходят без участия родителей - законных представителей наших воспитанников. Это не только художественно-эстетическое восприятие мира театра и искусства, изготовление декораций, костюмов, пение, танцы, чтение стихов, но и масса ярких положительных эмоций у детей и взрослых.
Содержание деятельности внутри таких мероприятий основано на совокупности образовательных областей, интеграции их содержания и видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, художественно-эстетической, чтения и восприятия художественной литературы, физического развития.
Наибольший эффект интегрированные мероприятия дают тогда, когда проводятся и используются в системе.

Татьяна БРОНЗЕС,
директор школы №2010