Развитие и поддержание детской инициативы в настоящее время становится одной из главных задач педагогов. В рамках реализации данной задачи коллектив педагогов нашей школы поставил перед собой цель - организовать такую развивающую предметно-пространственную среду, в которой каждый ребенок имел бы возможность свободно заниматься любимым делом и объединяться с другими детьми по общим интересам. Для этого наши воспитатели освоили дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды современной образовательной организации (на основе ФГОС ДО)», и две дошкольные группы приняли участие в проекте по повышению эффективности среды дошкольных групп. В группах была установлена новая мебель, для проведения образовательного процесса организовано развивающее трансформируемое пространство, которое соответствует требованиям, предъявляемым к среде дошкольных групп.
Новая развивающая предметно-пространственная среда стала более безопасной, насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной для всех воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В данных группах также учтены определенные образовательные потребности детей с особыми возможностями здоровья - нарушениями зрения: у мебели отсутствуют острые углы, столы для занятий регулируются по высоте и снабжены колесиками, что облегчает их передвижение в соответствии с рекомендациями специалистов (дальше/ ближе к доске, свету).
Новое развивающее трансформируемое пространство дало большую возможность для проявления детской инициативы, когда ребенок становится и инициатором, и исполнителем задуманного. Различные модули, которые входят в развивающую трансформируемую среду, позволяют ребенку самостоятельно моделировать из предложенного материала игровое пространство: поезд, самолет, атрибуты для сюжетно-ролевой игры и т. д. Для осуществления выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей организованы центры выбора или инициативы ребенка «Паутинка желаний», центры творчества и экспериментирования, центр спорта, мини-мастерская, театральный уголок и другие.
Наши воспитанники и педагоги получили возможность разнообразно использовать различные составляющие предметной среды (детской мебели, мягких модулей, элементов крупного конструктора, ширм) для ее изменения в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей. В группах были реализованы проекты «Безопасный город», «Маленькие актеры», «Спортландия» и другие. Дети сами предложили использовать модульные стеллажи-подиумы в качестве сцены, места для проведения выступлений и театральных постановок.
Для того чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, мы применяем различные приемы и методы: совместная деятельность детей и взрослого (опытно-исследовательская деятельность, экспериментирование, изготовление макетов, поделок, коллажей), интегрированные познавательные занятия, наблюдение и труд в уголке природы, ритуал планирования самостоятельной деятельности, организация проектной деятельности.
Воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без тесного контакта с семьей. Сотрудничество с родителями воспитанников позволяет вовлечь их в образовательный процесс, нацеливает на необходимость поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности, любознательности. Благодаря правильно выстроенной работе с детьми и грамотно организованной развивающей предметно-пространственной среде можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, они могут более объективно оценить свои возможности. Воспитанники умеют ставить цели, выдвигать гипотезы, находить варианты решений проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Наталья БУРУШЕНКОВА,
старший воспитатель Школы имени Ф.М.Достоевского