Как современная школа помогает учащимся определиться с будущей профессией? Точнее даже будет сказать, попробовать себя в будущей профессии - неужели такое возможно? Оказывается, да. Сегодня в московских школах активно реализуются такие проекты, как «Инженерный класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе», «Кадетский класс в московской школе», «Педагогический класс в московской школе», «Академический класс в московской школе».
Уже сегодня в своей школе я могу определиться, какие предметы я хочу изучать на профильном уровне, уделяя им все свое внимание. Сегодняшний школьник - это программист, инженер, медик, военный. Причем уже сегодня, сейчас. Попробовать создать что-то своими руками, защитить проект и реализовать в реальности свои самые смелые идеи - пожалуйста. Стать главным редактором школьной газеты, а может быть, даже президентом школы - пожалуйста. А может, научиться делать уколы и измерять давление? Или посвятить себя физике, участвовать в олимпиадах и сразиться с самыми эрудированными своими сверстниками... Профильные классы позволяют в полной мере погрузиться в интересующее направление и подготовить достойных абитуриентов, готовых учиться в ведущих вузах страны.
Профильные классы подра­зумевают углубленное изучение отдельных предметов. Например, в химико-биологическом классе это будут химия и биология, в информационно-технологическом - информатика и математика, в экономическом - математика и обществознание.
Самые распространенные профили обучения:
- технологический;
- естественно-научный;
- педагогический;
- социально-экономический;
- гуманитарный.
В рамках проектов «Медицинский класс в московской школе» и «Инженерный класс в московской школе» московские школы получают оборудование для курсов химии и физики, сравнимое разве что с оборудованием университетских лабораторий или инновационных лабораторий ведущих ученых. Обучение проходит в тесном взаимодействии с вузами и включает в себя элективные курсы, профориентацию, экскурсии на профильные предприятия и многое другое.
Главным преимуществом профильных классов является повышенное количество часов по профильным предметам. Например, вы хотите поступать на инженерно-технические направления и планируете сдавать на ЕГЭ физику и математику. Занимаясь два года в технологическом классе, вы получите до четырех дополнительных часов в неделю по этим предметам по сравнению с классами других профилей - и это только в рамках основного расписания. За счет факультативов и дополнительных занятий в рамках профильных предметов происходит углубленное изучение предмета, а также знакомство с возможностями его применения в различных отраслях. Кроме того, программа обучения в профильных классах включает участие в основных олимпиадах. Учеба в таком классе увеличит шансы на хорошую сдачу ЕГЭ и поступление в выбранный вуз.
Если же вы еще не определились с направлением обучения в вузе и не знаете, какие будете сдавать ЕГЭ, следует обратить внимание на то, какие предметы даются вам лучше остальных, что вам интересно, чем бы вы хотели заниматься в будущем. Существует множество профориентационных тестов, которые на основе ваших склонностей подскажут наиболее подходящее направление обучения в старшей школе. Также вы можете принять участие в проекте «Университетские субботы» и посетить лекции, мастер-классы и семинары ведущих вузов города. Но если все тесты пройдены, дни открытых дверей посещены, а вашими любимыми предметами по-прежнему остаются физика и английский язык, которые не существуют в рамках какого-либо профиля одновременно, то можно рассмотреть вариант индивидуального учебного маршрута, который набирает все большую популярность среди обучающихся старших классов. Ученики самостоятельно формируют свой образовательный план, выбирая между профильным и базовым уровнями по школьным дисциплинам. Это очень удобная система, позволяющая старшеклассникам максимально эффективно выстроить свою образовательную стратегию.
Как ученица десятого класса, могу с уверенностью сказать, что сегодня старшая школа - это особый мир, мир будущих профессий, мир юношей и девушек, которые творят наше завтра.

Алиса ДЕРЕНИЧ,
ученица 10‑го «А» класса школы №2010