Возглавив школу в 1977 году, он начал строить ее как мир добротворчества, порядочности, оптимизма, гармонии ума и сердца, формируя особый уклад.
Уклад обеспечивает школьникам включенность в сложный мир ценностей, традиций, социально-культурных практик. Он создает условия, когда ребенок не готовится к жизни, а живет, решает значимые и для себя, и для других задачи, актуализирует получаемые знания и формируемые умения, приобретает необходимый практический опыт.
С одной стороны, уклад школьной жизни открыт для конструктивного взаимодействия с социумом, с другой - достаточно автономен и постоянен, для того чтобы у учащихся была возможность выстраивания своего внутреннего мира средствами и способами, имеющимися в образовательном пространстве.
Уклад школьной жизни созидается педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии обучающихся, семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций.
Образовательная организация при выстраивании собственного уклада жизни определяет базовые ценности, способствующие более полному раскрытию воспитательного идеала. В нашей школе это ценности: человек, семья, Отечество, Земля, мир, труд, культура, знания. Эти базовые ценности пронизывают всю школьную жизнь, все ее содержание.
За годы в школе выработаны общие подходы к обучению и воспитанию детей, которые принципиально поддерживают все учителя.
1. Обучение и воспитание должны освещаться высокой целью: из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека.
2. Высокая требовательность к ученику должна органически включать в себя уважение к его человеческому достоинству.
3. Обучение и воспитание взаимосвязаны, они, проникая одно в другое, обогащают друг друга.
4. Обучение и воспитание эффективны, если они целесо­образны и нешаблонны.
5. Воспитательный процесс дискретен: ребенок не все время находится под воздействием школы. Именно поэтому мы считаем, что это воздействие должно быть ярким, запоминающимся, событийным.
6. Сердцевиной школы как живого организма является общность детей и взрослых, объединенная общими целями, деятельностью, высоконравственными отношениями и ответственностью.
Таким образом, главная ценность в школе - человек, ребенок, все остальное - условия его успешного развития. Педагоги школы многие годы сознательно реализуют педагогику отношений.
Особенностью воспитательной системы школы №825 является, говоря словами В.А.Караковского, воспитание «крупными дозами»; система как бы сама себя «завязывает в узелки», порождая воспитательные комплексы. Они концентрируют лучшие черты повседневности, превращая их в события, традиции, общие привычки.
Один из вариантов воспитания «большими дозами» - работа воспитательных центров. В школе есть такие центры воспитания детей, как:
- музей «Русская национальная традиция»;
- туристско-экскурсионный клуб;
- культурно-образовательный центр;
- театральная студия;
- детско-взрослый поисковый отряд «Верный».
Каждый из этих центров развивает отдельное направление в школьной системе.
Например, главная цель деятельности каждого поисковика - найти останки погибших солдат и захоронить их с воинскими почестями в братской могиле. Ребята активно участвуют в мероприятиях, проводимых поисковым сообществом «Вахта памяти» на местах сражений Великой Отечественной войны в различных регионах России. В него входят как подростки, так и учителя, общим числом 20 человек. Стать членом отряда «Верный» может каждый желающий, независимо от возраста и даже от состояния здоровья, ибо спектр задач и рабочих функций очень широк.
В основе воспитательного потенциала детско-взрослого поискового сообщества лежит эффект со-бытия (совместного бытия) взрослого и ребенка. И в течение учебного года, и во время проведения экспедиций и вахт памяти. Со-бытие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание. Тот, кто прошел часть жизненной школы в поисковом движении, никогда не позволит себе пренебрежительно относиться к истории своей страны, к заслугам старших поколений народов России.
Особая роль в воспитании ребят нашей школы и нашем укладе принадлежит литературному краеведению. Оно всегда связано с литературно-краеведческими экскурсиями, путешествиями, экспедициями, а применительно к школьникам это коллективная форма работы. В процессе занятий литературным краеведением формируется коллектив единомышленников - знатоков литературы и смежных с ней гуманитарных областей. Во время путешествий, больших и малых, краеведы знакомятся с реальной жизнью обитателей края, особенностями их культуры, даже языка. В ходе литературно-краеведческих исследований формируются российская идентичность школьников, чувство сопричастности своей земле, непоказной, глубинный патриотизм.
Среди названных вариантов интеграции воспитывающей деятельности особая системообразующая роль в воспитательной системе школы №825 принадлежит ключевым общешкольным делам, вокруг которых концентрируется годовой цикл работы школы. Эти педагогические комплексы концентрируют значительную часть учебно-воспитательного процесса, охватывающие урочную и внеурочную жизнедеятельность школьного коллектива.
В ключевых делах участвуют все ученики школы с 1‑го по 11‑й класс, все учителя, независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, родители, выпускники прошлых лет, друзья школы.
Психологи утверждают, что самыми естественными механизмами воспитания детей являются заражение и подражание. Одиночное переживание своего состояния существенно отличается от включенности его в переживание большой группы, в этом случае коллективные переживания множатся, многократно усиливаясь, и сильно действуют на личность. Крупные воспитательные акции создают в школе периоды повышенного эмоционального напряжения, укрепляют во всех детях и взрослых чувство «мы», школьную общность.
Основные коллективные дела в нашей школе традиционны и повторяются из года в год. Однако каждый год меняются содержание и форма проведения. В рамках четкой системы общешкольных дел каждый класс и классный руководитель имеют большую свободу выбора, которая не только позволяет, но и стимулирует инициативу, творчество, многовариантность самовыражения класса и отдельного ученика, способствует формированию гражданских качеств личности юного москвича.

Юрий ШЕЛУХИН,
директор школы №825