Стандарт, понятное дело, - прочный фундамент для устранения рисков, ошибок и неудач в том случае, если речь идет о производстве. А если говорить о людях? Нужны ли стандарты в управлении кадрами? Будет ли полезен такой стандарт, скажем, в управлении школой?
Одни говорят - да, если рассматривать стандарт как набор эффективных инструментов, ссылаясь на то, что управленческая команда школы не может позволить себе импровизированных подходов и интуитивно принятых решений. В такой работе важно умение просчитывать риски, использовать ресурсы, создавать условия, в том числе и для развития потенциала своих сотрудников. Другие пока сомневаются, аргументируя свою точку зрения тем, что стандарт - это «под одну гребенку», «одинаково для всех», а когда речь идет о людях - без учета индивидуальных особенностей не справиться.
Поскольку приверженцев идеи единого порядка действий при найме сотрудников, адаптации и прохождении испытательного срока, обучении и развитии, мотивации, формировании кадрового резерва, мониторинга результатов и оценки профессиональных компетенций оказалось больше, в Москве разработали стандарт управления персоналом образовательной организации. Стандарт еще не принят, сейчас идет его апробация. Управленческие команды школ, в которых она проходит, делятся первыми комментариями о том, что такое стандарт и как он работает на практике, отмечая, что принципиально важным в стандарте является четкое соблюдение требований трудового законодательства в части кадрового администрирования.
- Предлагаемый вариант стандарта задает переход от ручного формата работы с коллективом («по надобности») к системному, комплексному подходу, - рассказал директор школы №814 Максим Иванцов. - Стандарт снимает проблему субъективного подхода руководителя к работе с сотрудниками, уводит от патриархального взаимодействия к корпоративному.
В Москве выстроена система управления качеством образования. В ее основе - аттестация руководящих и педагогических кадров, где строго определены критерии и показатели результативности профессиональной деятельности и система независимой диагностики педагогических кадров, что позволяет эффективно управлять процессом подбора кадров.
- Предложенный стандарт, - отметила директор школы №1553 имени В.И.Вернадского Ольга Калачихина, - помогает управленческой команде школы формировать осознанный запрос к будущему кандидату (в стандарте определен набор требований для решения конкретной кадровой задачи); за счет использования чек-листов, другими словами, списка задач, четкое выполнение которых приведет к нужному результату, проводить полную и объективную оценку кандидата на должность на всех этапах отбора (оценка резюме, телефонное интервью, личная встреча, урок в формате профессиональной пробы). В процессе адаптации нового сотрудника, используя стандарт, можно определять необходимый объем и направление повышения квалификации, осуществлять выбор наставника, формулировать оптимальный объем задач и ожидаемые результаты на период адаптации, осуществлять контроль совпадения ожидаемого и реального результата.
В системе менеджмента качества персонал организации рассматривается как один из ключевых ресурсов: от того, какие сотрудники подобраны, как они подготовлены и обучены, от степени их вовлеченности в общее дело зависит успех работы всей школы.
Эффективно работать с главным активом образовательной организации - кадрами - позволит единая база чек-листов, собранная на специально разработанном цифровом ресурсе. Все чек-листы будут доступны управленческой команде школы в режиме 24/7, что позволит оперативно оценивать результативность управления и формировать планы корректирующих действий.
Стандарт управления персоналом, как и любой другой стандарт, - это документ, обобщающий успешный опыт управления, алгоритмы, составленные на основе анализа эффективных практик, структурирующих работу, и отвечающий на вопросы, как управлять результатами работы, как оценивать качество и результаты типовых профессиональных действий, что и как нужно делать, чтобы в школе работали только квалифицированные педагоги, как оценить потенциал сотрудников и готовить кадровый резерв, когда и чему конкретно обучать, чтобы обучение было индивидуализированным и эффективным.

Стандартно не значит одинаково
Полный цикл управления персоналом предусматривает: подбор и найм персонала необходимой квалификации, адаптацию новых сотрудников или сотрудников, перешедших на другую должность, мониторинг профессиональных компетенций сотрудников и регулярный контроль промежуточных и итоговых результатов, формирование кадрового резерва, обучение и развитие сотрудников, формирование мотивации сотрудников.
И сегодня, пожалуй, как никогда раньше, каждая московская школа имеет возможность выстраивать кадровую политику: подбирать, обучать, сопровождать своих сотрудников, но как директору школы можно быть уверенным в том, что это проходит эффективно? По большому счету, стандарт призван дать объективный ответ на этот вопрос.
Управление эффективностью работы образовательной организации по стандарту включает в себя: ежегодную постановку целей работы образовательной организации; разработку стандартов эффективности, касающихся типовых профессиональных действий и операций; постановку задач сотрудникам на основе утвержденных показателей для подразделений; оценку компетенций работников; промежуточный и итоговый контроль достижения результатов; анализ результатов контроля, корректирующие действия, направленные на улучшение работы образовательной организации и достижение поставленных целей.
- Позитивным элементом стандарта, - подчеркнула директор Романовской школы Татьяна Щипкова, - считаю предложенный полный цикл действий руководителя по эффективному управлению кадрами: подбор и найм сотрудников, их адаптация, управление эффективностью их работы, организация обучения и личностного роста, мотивации и формирование кадрового резерва. Предложенный стандарт позволяет эффективно распределять кадровые и финансовые ресурсы, принимать необходимые управленческие решения, проводить самоаудит работы директора и управленческой команды.
Включение такого стандарта в практику своей работы - дело добровольное. Стандарт создается для использования исключительно теми сотрудниками, которые стремятся использовать в своей работе инновационные инструменты, которые помогают экономить время, повышая при этом производительность труда.
Все чек-листы, необходимые управленческой команде для работы по стандарту, будут загружены в автоматическую систему, доступ к которой будет абсолютно свободным как для администрации, так и для всех сотрудников школы, чтобы каждый имел возможность улучшить результат своей работы, понимая и используя механизмы, которые для этого предлагает стандарт.