В переводе с английского playback означает «воспроизведение». Отыгрыши зрительских историй в моменте «здесь и сейчас» имеют большое эмоциональное воздействие на зрителя и опосредованный целительный эффект, так как это прекрасная форма интеллектуального досуга, форма поддержки людей, сидящих в зале и доверивших свои истории актерам, форма социального диалога в абсолютно безопасном пространстве. Плейбэк-театр для подростков - это оригинальная форма театральной импровизации и социального диалога, выстраивание которого так актуально сегодня как во всем мире, так и в России.
Актриса театра, ведущая перформанса Светлана Соколова перед представлением рассказала ребятам, что такое плейбэк-театр, где и когда он зародился, что такое перформанс. Подросткам предстояло узнать, как зрители, рассказывая истории о своих реальных событиях, произошедших в их жизни, становятся непосредственными участниками театрального действия под названием «перфоманс».
Пять актеров на сцене. Четверо из них тут же воплощают зрительские истории в сценическое действие, а пятый актер - музыкант, человек-оркестр, он выражает свои чувства на саксофоне, гитаре, флейте, глюкофоне. Нет никаких заранее придуманных ритмов и гармоний, заученных текстов и шаблонов. На сцене мы видим только спонтанность и импровизацию.
Плейбэк очень подходит подросткам. Это прекрасный способ реализовать свою активность и демонстративность в безопасном ключе, научиться распознавать свои и чужие чувства и отражать их. Также это возможность научиться слушать и слышать истории других людей, принимать их, а значит, более терпимо и доброжелательно к ним относиться.
Во время спектакля может быть рассказана и разыграна любая сцена из жизни человека - от бытовой до мистической, от забавной до трагедийной. Это дает подросткам огромное пространство для импровизации и спонтанности, развития креативности и артистичности.
Новизна плейбэк-театра в его уникальных театральных формах и ритуалах, отличных от классического театра. Здесь нет заученных текстов, актеры отражают на сцене историю рассказчика спонтанно, слушая свое тело и чувства, проникая в ее суть.
Вот несколько отзывов самих ребят, присутствовавших на перформансе.
Катя Горбачева, ученица 10‑го «С» класса:
- Мне очень понравился такой вид театра. Он необычный и очень интересный, потому что обычно, когда ты приходишь в театр, ты знаешь, что действие происходит только на сцене, а здесь все совершенно иначе. Во время всего мероприятия актеры общаются со зрителями, и это очень захватывает.
Даша Ефимова, ученица 10‑го «С» класса:
- Я очень рада, что у нас появилась возможность посмотреть выступление плейбэк-театра. Мне все очень-очень понравилось. Особенно то, что все действия на сцене происходят исключительно за счет импровизации. Большое спасибо актерам за их мастерство! Я открыла для себя много нового и, мне кажется, теперь лучше смогу понимать и себя, и своих одноклассников.
Роман, ученик 10‑го «С» класса:
- Впервые побывал на таком мероприятии. Получил много положительных эмоций! Было очень интересно, весело, необычно для меня и смешно! Спасибо всем актерам!
Ведущая перфоманса Светлана Соколова по образованию детский психолог, мама троих дочерей.
- Я мечтаю о том, - говорит она, - чтобы в каждой школе в сетке расписания нашлись обязательные часы для подросткового плейбэк-театра, который поможет ребятам найти индивидуальные формы творческой самореализации и саморазвития через танец, вокал, клоунаду. Развивая пластику своего тела, голос, свободную речь такой театр поможет обрести им смелость самопроявления и уверенность в себе, поможет испытывать и выражать настоящие чувства и эмоции, научит убеждать других и притягивать к себе друзей, поможет накачать свой высокий эмоциональный интеллект, развить креативное мышление, встретиться с морем позитивной энергии, расширить дружеский круг общения. И, возможно, растущая по всему миру плейбэк-семья когда-нибудь заменит собой соцсети и вернет ребятам вкус к живому, открытому и настоящему общению. Плейбэк-театр - это путь доверительного и доброжелательного отношения к себе и миру! До новых встреч!

Елизавета ЧИРКОВА,
директор школы №2121, заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук