Разработка методических систем обучения информатике с учетом проблем гуманизации и гуманитаризации образования все чаше привлекает внимание педагогов и методистов. К числу наиболее важных, на наш взгляд, следует отнести проблему эстетического образования личности учащихся средствами различных учебных дисциплин, в том числе и информатики. В данной работе нам бы хотелось кратко осветить ряд педагогических технологий, предназначенных для проектирования и создания эстетиконаправленного образовательного пространства на примере учебной дисциплины «Информатика и ИКТ».

Технология коллективного взаимодействия «Творческая группа»: сайт класса, моделирование геометрических построений, презентация
Технологии коллективного взаимодействия основаны на внутригрупповой и межгрупповой совместной деятельности, ведущей характеристикой которой является достижение кооперативного результата деятельности, включающего в себя вклад каждого участника. Малые группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По окончании работы результаты сводятся вместе в совместную презентацию, сайт или что-то еще и выносятся на общее обсуждение.
Предлагаемая технология предполагает четыре этапа. Организационный этап включает в себя планирование, которое проходит в виде беседы, беседы с предварительной анкетой об информации, которую нужно расположить на создаваемом сайте, в презентации; выделение частей из общего творческого задания (элементы веб-сайта, тематика и наполнение отдельных страниц и др.).
Подготовительный этап включает подбор материала по микрогруппам или индивидуально (подбор текстовой информации, поиск видео- и фотоматериалов), совместное обсуждение поставленной задачи, определение способа ее решения (выбор способа форматирования сайта, отдельных веб-страниц); распределение заданий каждому участнику группы; выбор лидера микрогруппы, организующего работу, представляющего ее результат.
Этап проведения - это презентация результата совместной деятельности. Каждая группа по очереди представляет созданный результат своей деятельности. На этапе анализа происходит коллективное обсуждение результатов совместной деятельности с участием педагога.
Шоу-технология - викторина «Алгоритмики», «Загадочный Паскаль», «Волшебные электронные таблицы»
Рассматриваемая технология также включает четыре этапа. Первые два этапа (планирование и подготовка) осуществляются педагогом на основе изучаемого материала (алгоритмы, электронные таблицы, языки программирования и др.). Педагог-организатор самостоятельно принимает решение о проведении шоу, вырабатывает план действий, составляет сценарий мероприятия, подбирает конкурсы, задания к ним и критерии оценивания.
Этап реализации технологии заключается в проведении праздника-викторины. Проект рассматриваемого шоу основывается на использовании элементов соревновательности, импровизации и игры, которые реализуются путем командного соперничества, путем оценивания деятельности участников команд и подведения итогов. На четвертом этапе данной технологии проводится анализ итогов, осуществляемый на уровне организатора.

Технология «Педагогическая мастерская»
Мастерская получила такое название, потому что дети сами добывают и обрабатывают знания и умения. Сущность предлагаемой технологии, по словам Д.Г.Левитеса, заключается в специально организованном педагогом-мастером развивающем пространстве, которое позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к построению («открытию») эстетико-ориентированного знания, умения, оценки, источником которых при традиционном обучении является только учитель.
В нашем случае данная технология реализуется на основе выставок и конкурсов ученических работ с совместным обсуждением результатов индивидуальной деятельности школьников по созданию и обработке текстовой, графической, числовой, табличной информации. Ключевой элемент в этой формуле - оценочная деятельность, выражающая готовность, позитивный настрой на обсуждения результатов деятельности (продуктов работы в графическом, текстовом редакторе, в электронных таблицах и в базах данных), своей и товарищей. Демонстрация этого настроя в виде искренних высказываний, справедливых оценок и есть показатель достигнутой цели.
Адаптируем предложения Д.Г.Левитеса и Г.К.Селевко по проведению педагогических мастерских к учебной области «Информатика».
На первом этапе работы мастерской - индукция - происходят создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения, формулируется проблема. Реализация данного этапа проводится самими школьниками во время обсуждения заданий, упражнений (это могут быть задания на воспроизведение программного продукта в каком-либо редакторе по образцу с минимальной долей самостоятельности учащихся; или творческие задания, в которых формулируется только итоговая цель программного продукта, а ход, способ, формат выбираются школьниками самостоятельно, то есть задания, у которых существует множество разнообразных способов решения).
Следующий этап педагогической мастерской - работа с материалом, которая включает индивидуальное создание каждым учеником программного продукта (самоконструкция) или, если материал предназначен для работы в малой группе (пара учащихся работает на одном компьютере одновременно над общим заданием), коллективный поиск решения поставленной задачи (социо­конструкция). Далее следует этап социализации - все, что сделано индивидуально или в группе, обнародуется, обсуждается внутри данной малой группы. Могут происходить коррекция работы, ее дополнение, улучшение.
Этап афиширования - это презентация произведений, работ учеников и мастера, в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, смотрят, обсуждают; ребята знакомятся с другими работами, рассказывают о своей. Таким образом, на данном этапе происходит презентация результатов выполненного задания учащимися, но прежде всего высказывание эстетической оценки своей работы и работ своих товарищей.
Важным требованием для двух последних этапов мастерской является обучение школьников умениям и желанию искать в других работах положительно окрашенные, примечательные, уникальные элементы эстетического образа. При этом отрицательные моменты не высказываются.
Следующий этап рассматриваемой технологии (разрыв) связан с внутренним осознанием учащимися неполноты старых оценочных суждений, несоответствия между старыми и новыми знаниями, с внутренним эмоциональным конфликтом у участника мастерской, все это подвигает школьников к углублению в проблему, поиску новых решений.
Рефлексия - заключительный и обязательный этап - отражение чувств, ощущений, возникших у учеников в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии и самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
Спроектированные нами технологии при изучении курса «Информатика и ИКТ» направлены, во-первых, на накопление эстетико-информационных знаний и умений, во-вторых, на возможность формирования культуры эстетического восприятия информационных продуктов, в-третьих, на приобщение к эстетически значимым элементам компьютерного мира, в-четвертых, на формирование умения применять эстетические знания и навыки в различных видах деятельности, в том числе и в информационной деятельности.

Эльмира МОСКАЛЕВА,
заместитель директора по контролю качества образования школы №1593