Дети младшего школьного возраста лучше усваивают материал через игру. Методическая разработка цикла внеурочных тематических занятий «От писала до компьютера» для учащихся со второго по четвертый класс направлена на создание таких условий, чтобы дети легко и непринужденно усваивали довольно сложный материал по истории.
Данный цикл занятий внеурочной деятельности построен в интеграции с предметом «Окружающий мир», с предметными областями «Литературное чтение», «Русский язык», «Технология», «Изобразительное искусство».
Тематическая направленность данного цикла - ознакомить учащихся с историей развития образования в нашей стране с ХIII века по наше время.
Цикл помимо тематических занятий включает в себя большую экскурсионную и проектную работу.
Данный цикл занятий нацелен на учащихся начальной школы, но его можно применять и в работе с учащимися среднего звена, а также в работе с детьми в городских и загородных детских лагерях отдыха.
Тематический цикл внеурочных занятий от «Писала до компьютера» включает два тематических модуля.
Первый модуль - «Из глубины веков» - охватывает материал с ХIII по ХVIII век.
Второй модуль - «Наследие предков» - посвящен изучению материала с ХVIII века по наши дни.
Первый модуль начинается с исследовательско-творческого занятия «Тайна берестяного послания». На этом занятии дети знакомились с берестяными грамотами, написанными новгородским мальчиком Онфимом, почти их сверстником. Дети, рассматривая изображения рисунков, слов, графических знаков, делали вывод, что в те далекие времена люди, в том числе и дети, знали грамоту, переписывались, хотя еще не было ни бумаги, ни ручек.
Итог данного занятия - коллективный проект «Письмо в будущее». Дети писали потомкам письма, в которых рассказывали о нашем времени, оформляли свои работы рисунками, фотографиями, сообщали в своих посланиях как о стране, городе, в котором живут, так и о своих личных и семейных событиях.
Второе занятие - это игра-путешествие (квест) «Поиски древнерусских сокровищ». В увлекательном путешествии дети осуществляли поиск таинственных сокровищ, преодолевая различные испытания и трудности в виде пяти выполняемых заданий, в ходе которых они знакомились с такими понятиями, как «вощанка» (на чем писали в древности на Руси), «писало» (ручка), с древнерусским алфавитом, учились работать в команде, познавали тайну, что же является истинными сокровищами, передаваемыми из поколения в поколение.
Задания построены на основе использования дидактических материалов - пословиц, загадок, точных реплик исторических предметов, что позволяет обеспечить наглядность процесса. Также максимально используются современные интерактивные технологии и средства: интерактивная доска, презентации, видео­фрагменты из учебного фильма. На протяжении всего занятия поддерживалась атмосфера загадочности, преодоления различных трудностей.
В проведении данного занятия участвовали старшеклассники - члены исторического клуба «Сыны Отечества».
В конце второго занятия детям предлагалось оформить проект «Создаем страницы современной книги-вощанки».
В ее создании помогали старшеклассники: ученики-шестиклассники на уроке труда вырезали дощечки, а второклассники покрывали каждую слоем пластилина. Получилось подобие вощанки. Дети писали выбранную пословицу на дощечке. Так появилась современная книга-вощанка «Русские пословицы».
По фотоматериалам с данного занятия совместно с детьми оформили презентацию «Игра-путешествие «Поиски древнерусских сокровищ».
Третьим занятием первого модуля «Из глубины веков» стала виртуальная экскурсия в Царскосельский лицей.
На этом занятии дети узнали, в каком учебном заведении учился А.С.Пушкин, какие предметы преподавались в лицее. Дети пробовали писать гусиным пером некоторые строчки из стихов Пушкина.
Итогом данного занятия стал совместный проект детей и родителей «Мы сочиняем стихи».
Одно из стихотворений из сборника, посвященное Пушкину, написал ученик четвертого класса:

О Пушкине
Знаю я, что Пушкин был поэтом,
И что жил он много лет назад,
Изучал историю в архивах,
И гулять ходил он в Летний сад.
На врагов писал он эпиграммы,
А друзьям послания писал,
А еще его любили дамы,
Государь Российский уважал.
Знаю я, что даже в дальних
странах,
Там, где море, пальмы и пески,
Был поэту памятник поставлен
За его прекрасные стихи!

Ученики класса принимали участие в конкурсе стихов «Московский стихотворец». Некоторые стихотворения участников были включены в сборник лучших стихотворений конкурса. Можно сказать, что благодаря этому проекту открылся талант этих детей.
Второй модуль - «Наследие предков» - начинался с игры-исследования «Бабушкин сундук». Дети приносили в класс учебные принадлежности членов своей семьи и другие старинные вещи. Таким образом, был организован переносной мини-музей под названием «Бабушкин сундук». Дети не только приносили вещи, но обязательно должны были рассказать историю принесенного экспоната. Из числа учащихся выбирались экскурсоводы, которые рассказывали про экспонаты мини-музея «Бабушкин сундук» в других классах начальной школы.
Проект «Бабушкин сундук» интересен тем, что мини-музей постоянно пополнялся новыми экспонатами.
Среди экспонатов мини-музея особой популярностью пользовался белый парадный передник, который надевался поверх школьного платья. В каком бы классе мы его ни представляли, у всех девочек было желание его примерить.
Дети младшего школьного возраста любят заниматься с различного вида конструкторами. Поэтому очередное занятие получило название «Лаборатория конструктора». Дети должны были из покупной модели ручки для письма создать свою модель. Перед тем как ученики приступили к конструированию своей модели ручки, была проведена большая исследовательская работа. На первых занятиях дети узнали, что в старину для письма использовали различные приспособления: писало, гусиные перья. Чуть позже - перьевые, поршневые, капиллярные ручки. Дети интересовались у своих родных, чем они писали в школе. Так в нашем мини-музее появились перьевые ручки - поршневые и пипеточные чернильные ручки. Дети узнавали, как в ручки набирали чернила, как такими ручками писали.
В Музее каллиграфии дети ознакомились с различными видами перьевых ручек, которые использовали для каллиграфического письма.
Итогом такой исследовательской работы стал проект «Такие разные ручки».
Ребята, проявив фантазию и выдумку, создавали свой вариант шариковой ручки.
Для изготовления ручек использовался различный материал. Обязательное условие - ручка должна писать.
Ручки получились очень интересные, но при желании каждую можно было бы использовать по назначению, то есть писать.
Одно время эти ручки можно было увидеть в витрине перед входом в актовый зал.
Цикл занятий подкреплялся экскурсионной работой.
Ученики побывали в Музее А.С.Пушкина на Пречистенке, в Музее каллиграфии в Сокольниках, в музее-заповеднике «Коломенское», в древнерусской школе.
В Музее каллиграфии дети ознакомились с различными видами каллиграфического письма, узнали, что такое буквица, и научились ее писать во время мастер-класса. В продолжение этой темы дети написали в виде буквицы первую букву своего имени. Получилось очень красиво.
В Музее А.С.Пушкина дети расширили свои знания о творчестве поэта. Особенно интересно прошло игровое занятие по сказкам Пушкина. Свои впечатления об экскурсии учащиеся изложили в отзывах об экскурсии. Писали их чернильными ручками.
В музее-заповеднике «Коломенское» ребята побывали в русской избе, в которой была организована древнерусская школа. На экскурсионно-художественной программе «Учись уму-разуму» ребята еще раз посмотрели, как и чему учили в Древней Руси, как выглядела древнерусская школа, ознакомились с древнерусским алфавитом. Когда подводились итоги по окончании работы всего цикла, дети смогли сделать вывод, что сокровища бывают не только материальными, но и духовными.
Дети могли объяснить слова А.С.Пушкина «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие. Не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда оставаться младенцем».
Представленный цикл занятий можно использовать не только в школе, но и в оздоровительных лагерях. Эти занятия-игры интересны детям не только начальной школы, но среднего возраста.

Лариса ЛАВРУЩИК,
учитель начальных классов школы №1593