Учитель в современной школе в условиях перехода на новые образовательные стандарты испытывает методические затруднения в вопросах, связанных с использованием инновационных педагогических технологий. Перед школой стоит задача - воспитать гармоничную и всесторонне развитую личность, которая способна на самореализацию, способна владеть и пользоваться определенным запасом знаний, умеет быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия и способна обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Учителю самому постоянно приходится быстро реагировать на изменяющиеся в системе образования условия и решать новые проблемы и задачи, в частности, с помощью новых педагогических технологий. И многие учителя испытывают затруднения в этих вопросах.
С целью изучения методических затруднений учителей в процессе использования инновационных педагогических технологий была проведена экспериментальная работа.
Учителям школы было предложено ответить на вопросы анкеты, разработанной Федеральным институтом развития образования. Анкета содержала вопросы, связанные с изучаемой в данном исследовании темой. Вопросы были с одиночным и множественным выбором. В исследовании приняли участие все учителя школы №1593 (120 человек), и эти результаты были включены в общее показатели по школам России. Понятие «затруднение» рассматривалось с научной точки зрения как переживание учителем состояний напряжения, тяжести, неудовлетворенности в результате степени подготовленности учителя к деятельности и отношения к ней.
В различных документах, в частности в локальных актах школы, от учителей требуется проведение инновационных уроков. У учителей спросили: «Что такое инновационный урок?» У многих возникли сложности в понимании этого термина. Тогда были предложены варианты ответов и получены следующие результаты (диаграмма 1).
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Мы рассматривали термин «педагогическая технология» как системный способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, операций и процедур, обеспечивающий достижение диагностируемого и прогнозируемого результата. Для педагогической технологии характерны: операционная, процессуальная сторона деятельности педагога; системность; воспроизводимость; результативность. Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:
- необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
- осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно-деятельностным подходом;
- возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.
Учителя большинство характеристик образовательного процесса рассматривают как признаки понятия «педагогическая технология» (диаграмма 2).
Затруднения, которые испытывают учителя при проведении инновационных уроков, связаны и с большим количеством времени, которое они вынуждены тратить на подготовку таких уроков. В таблицах 1 и 2 приведены данные по распределению времени на подготовку и проведение уроков и внеурочных занятий в сравнении с данными по России (данные по России предоставлены Федеральным институтом развития образования).
В ходе исследования было выявлено, что в процессе использования инновационных педагогических технологий существуют определенные барьеры. Федеральным институтом развития образования был предложен нам следующий список барьеров, и в ходе совместной деятельности был проведен анализ полученных результатов (табл. 3).
Также были проанализированы следующие вопросы, связанные с методическими затруднениями в процессе использования инновационных педагогических технологий:
    Факторы и условия, которые способствуют внедрению новых, более совершенных педагогических технологий.
    Что способствует эффективности урока?
    Какая из педагогических концепций оказывает наибольшее влияние на эффективность уроков?
    В каких конкурсах, олимпиадах последний раз участвовали ученики?
    Оценка эффективности своей педагогической деятельности с позиций применяемых умений/профессиональных компетенций.
    Удовлетворены ли своей профессиональной деятельностью?
    Как оцениваете уровень своего профессионального самообразования, саморазвития?
В процессе анализа ответов на данные вопросы была выявлена проблема, связанная с несоответствием, с одной стороны, необходимости гарантированного достижения планируемых во ФГОС результатов общего образования на всех его уровнях, и с другой стороны, с недостаточной осведомленностью педагогов в вопросах технологического обеспечения этого процесса. В ходе исследования сделаны выводы: выбор, проектирование и реализация педагогических технологий осуществляются каждым учителем в процессе преподавания того или иного учебного предмета самостоятельно, школьный учитель обязан обеспечить достижение учащимися образовательных результатов согласно ФГОС ОО, что делает проблему формирования технологической компетентности педагогических работников чрезвычайно актуальной.

Эльмира МОСКАЛЕВА,
заместитель директора по контролю качества образования школы №1593; А.П.ШМАКОВА