Социальные сети, основательно войдя в жизнь человека, сегодня еще активнее укрепляют свои позиции, набирая все большую популярность. Очевидным является и тот факт, что социальные сети в настоящий момент стали важным и неотъемлемым инструментом власти, оказывая заметное влияние на общество. В связи с этим не станет ошибочным утверждение, что в ближайшее время подобные тенденции будут только усиливаться.
На сегодняшний день миллиарды пользователей зарегистрированы в более чем 30 международных социальных сетях, каждая из которых имеет свои функциональные признаки и возможности. При этом есть и ярые противники данных ресурсов, считающие социальные сети ненужными и приносящими только вред и бесполезную трату времени.
Стоит отметить, что при неумелом и неграмотном пользовании они могут разрушить профессиональную карьеру и, наоборот, в умелых руках и при креативном подходе могут стать отличным помощником и инструментом в ее развитии.
Согласно исследованиям Академии Касперского 90% педагогов пользуются социальными сетями в личных целях, при этом 73% из их числа добавляют своих учеников в «друзья». Обучающиеся - в большинстве подростки - не возражают против онлайн-общения с педагогом. Им интересно узнать увлечения своего наставника, познакомиться с ним не только как с человеком у доски, но и как с многогранной личностью.
Социальные сети сегодня представляют собой не только инструмент для общения, обмена новостями, отдыха, рекламы, построения бизнеса и создания виртуального представительства. Они также выступают в качестве платформы и ресурса для образования, обучения. Конечно, мы не говорим о том, что виртуальное обучение заменяет учителя и школу, но оно вполне может дополнять его, разнообразить и служить образовательным инструментом педагога.
Если смотреть на вещи объективно, то общение с учениками в социальных сетях тоже можно рассматривать как дополнительный инструмент воспитания в образовательном процессе.
Каждый учитель может использовать на своих страницах образовательный контент из других групп или даже создавать свой собственный. Воспользоваться возможностями социальных сетей в данном контексте решила учитель истории и обществознания из Новосибирска Елена Вервейн. Она стимулирует интерес школьников к истории с помощью викторин в Instagram. Занимательный контент учителя помогает ученикам быстрее запоминать даты, термины, безошибочно определять памятники культуры и архитектуры. Мотивацией к созданию викторин стали слова одного из учеников о том, что плохие фотографии в пособиях не дают возможности отличить Екатерининский дворец от Зимнего. Отметим, что викторины в Instagram ученики проходят исключительно для повторения, возможности доучить и получить бонусную оценку. Все они не обязательны для выполнения и представляют собой альтернативу творческим заданиям.
Безусловно, социальные сети - это большой информационный и культурный прорыв, но в работе с любыми платформами следует соблюдать осторожность. Широкой огласке были преданы истории, когда выложенный учителем контент вызывал недовольство (в основном со стороны родителей) и становился причиной публичных конфликтов.
Чтобы исключить подобные ситуации, необходимо помнить о правилах поведения в социальных сетях. Они базируются на тех же принципах, что и в офф­лайне: прежде всего недопустимо делать то, что запрещено законом. Основные требования к ведению любого сайта, в том числе страницы в социальной сети, описаны в следующих федеральных законах:
- «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
- «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- «О противодействии экстремистской деятельности».
Очевидно, что личные страницы педагога в социальных сетях исключают содержание противоправного контента, в том числе пропаганду наркотиков, экстремизма, преступлений, любых форм интернет-мошенничества, а также программно-технические угрозы и публикацию персональных данных, полученных незаконным путем.
Остановимся на последнем пункте подробнее. Запрет на распространение информации о частной жизни человека, в том числе размещение фотографий без его согласия, закреплен в Конституции и Гражданском кодексе Российской Федерации. Если у учителя есть желание или необходимость опубликовать фотографии своих учеников, то, прежде чем это сделать, необходимо получить письменное согласие родителей. При этом согласия родителей не требуется в случаях:
- если фотография используется в государственных или общественных интересах;
- если фотосъемку проводили на публичных мероприятиях (например, школьный концерт) и ученик не является главным объектом на фото.
Эти же принципы работают и при видеосъемке.
При ведении страниц в социальных сетях и публикации контента, связанного с учениками, стоит руководствоваться не только юридическими нормами, но и не забывать об элементарных вежливости и уважении. Часто учителя любят выкладывать в Сеть забавные ошибки своих учеников, допущенные в той или иной задаче, упражнении или диктанте. Однако, прежде чем это сделать, стоит попросить у ребенка согласие на подобную публикацию, обговорить нюансы (например, что автор ошибки останется неизвестным для широкого круга пользователей социальных сетей), иначе своими действиями учитель может поставить ученика в неловкое положение. Принципов морали и уважения стоит придерживаться во всех публикациях и при оставлении комментариев.
В работе с социальными сетями, как и в реальной жизни, педагог должен руководствоваться общими для всех правовыми и этическими нормами. Настройки современных социальных сетей позволяют скрыть все то, что вы не хотите выставлять на всеобщее обозрение, - личные фотографии, информацию и прочее. Стоит быть аккуратным при одобрении или отметке вашей страницы на фотографиях друзей, особенно если такие материалы могут содержать потенциальный компромат.
Если «конфликт интересов» неизбежен, можно создать второй аккаунт. Таким образом, у вас появится официальная публичная страница для ваших учеников, родителей и администрации и при этом сохранится первый аккаунт - закрытый - лично для вас, ваших родных и друзей, где вы сможете размещать все, что считаете нужным.
Нередко в социальных сетях разгораются споры, из-за которых могут возникнуть конфликты, перетекающие в реальную жизнь. Любому учителю необходимо помнить одно очень важное правило: что бы ни происходило, ни в коем случае не старайтесь разрешить конфликты и проблемы через социальные сети. Вы рискуете тем, что вас могут неправильно понять, в итоге ситуация обернется против вас. При возникновении недопонимания или подобных ситуаций правильнее будет позвонить человеку или лично с ним встретиться и все обсудить.
Безусловно, страница педагога станет интересной для учеников и родителей, если будет содержать полезную информацию. Учитель может размещать на своих страницах занимательные задания, тесты, короткие видеоуроки, ссылки на всевозможные школьные группы, сообщества, полезные статьи, анонсы мероприятий, примеры заданий для ОГЭ и ЕГЭ, словом, все то, что может помочь ученикам и их родителям.
Как и в реальной жизни, в социальных сетях не стоит забывать и о позитивном настрое: публикации должны настраивать читателя на мажорный лад. Во-первых, это поднимет настроение подписчикам, а во-вторых, поможет привлечь новых читателей.
Перед публикацией того или иного контента следует трезво оценить его с позиции родителя и ученика. Также нужно обстоятельно подумать, в каком виде будет преподнесена информация и как ее могут воспринять ваши читатели. Порой негодование со стороны родителей или даже конфликт могут возникнуть не столько из-за фотографии, сколько из-за подписи к ней.
Поэтому важно обдумывать то, что вы пишете. Перед публикацией стоит перечитать текст, это поможет выявить и устранить допущенные ошибки и опечатки, прочувствовать общий настрой поста. Публикации должны быть не только грамотными (ведь учитель - это личный пример для учеников), но и «живыми». Педагог должен стараться писать посты понятным языком, исключать сухие научные фразы и шаблоны. Людей прежде всего привлекает искренность.
Еще одной неотъемлемой частью публикаций в социальных сетях стали хештеги. Казалось бы, неприметная вещь. Однако они не только помогают привлечь целевую аудиторию, обратить на публикацию внимание читателей и повысить возможность поиска ваших постов, но и задать определенные тенденции. Это как фирменный стиль, который также могут перенять ученики.
При этом одно неумело использованное словосочетание в качестве хештега может обернуться плачевными последствиями.
Делая публикации в социальных сетях, педагог должен помнить, что он прежде всего публичная личность, и одно неверно сказанное слово или неудачная фотография могут сильно ударить по репутации и дальнейшей карьере. Кроме того, на учителях лежит двойная ответственность, так как они занимаются воспитанием детей и подают им личный пример.
Резюмируя все написанное выше, можно сделать вывод, что пользоваться социальными сетями учителям можно и нужно. Они действительно могут стать хорошим подспорьем в образовательном процессе, помочь развивать и поддерживать интерес к предмету, расширять возможности образовательного пространства. Главное - быть ответственным за свой контент, соблюдать все необходимые правила. Социальные сети будут работать на педагога, если он проявит немного креатива и не будет подходить к их ведению как к обязательным работам и в то же время не будет гнаться за максимальной открытостью, стараясь всем угодить.
Всегда и во всем нужно помнить о золотой середине.

Кристина АВЕТИСОВА, педагог дополнительного образования школы №2089, кандидат педагогических наук, финалист конкурса «Педагог года Москвы»-2016, председатель секции по образованию Молодежной палаты при Московской городской Думе, председатель совета молодых педагогов школы №2089