Можно предположить, что именно перечисленные выше представления приводят к тому, что и родители, и дети обращаются к классному руководителю с любым вопросом в любое время, ожидая внимания, поддержки, помощи.
Но время не стоит на месте, предъявляя все более высокие и объемные требования к компетенциям классного руководителя, который сегодня должен обладать не только высоким культурным уровнем, добротой и честолюбием, но и быть грамотным куратором стратегий ученических достижений, советчиком и товарищем, психологом и медиатором классного коллектива, уверенно чувствовать себя в вопросах правового регулирования профессиональной деятельности, обеспечения безопасности, финансовой грамотности, быть уверенным пользователем современных информационных технологий, ориентироваться в медиа­пространстве, расширять круг своих профессиональных компетенций.
Но, учитывая современные социальные условия, темп жизни москвичей, погружение детей в современную динамичную систему обучения, основополагающей компетенцией становится психолого-педагогическая грамотность педагогов. От умения вовремя увидеть и понять происходящие изменения в личностях учеников, динамике классного коллектива зависит не только качество обучения ребенка, но и его успешная социализация и самоопределение.
Несмотря на тот факт, что именно классный руководитель обладает наиболее полным объемом информации о ребенке и его семье, при недостаточных специальных психологических знаниях появляется риск вовремя не отреагировать на некоторые тревожные проявления у ребенка.
Например, в последние несколько лет отмечается постепенное увеличение количества подростков (учащихся средней школы) с повышенным или высоким уровнем тревожности по параметру «переживание социального стресса». Чаще всего источник связан не со школой, а с ближайшим окружением ребенка, но отражается на обучении и успешности.
В этих условиях подготовка современных классных руководителей приобретает особую значимость и актуальность. Классный руководитель должен быть не просто педагогом, учителем-предметником или воспитателем класса, это профессионал с высоким уровнем психолого-педагогических компетенций, эмоционально-волевой устойчивостью, грамотно использующий психологические знания на практике, умеющий находить универсальные решения предотвращения конфликтных ситуаций, проектировать ситуации успеха для своих учеников.
В решении этого вопроса поддержку оказывает проект Городского психолого-педагогического центра «Ассоциация классных руководителей». Особенно интересна технология «Форсайт для классных руководителей». В ходе этих встреч возможен обмен опытом решения коллективных задач, направленным на построение модели успешности ребенка. А совместный мозговой штурм помогает найти новые решения в непростой работе руководителя класса.

Маргарита ЦВЕТОВА,
педагог-психолог школы №1995