Речевые игры
Что может быть более развивающим и объединяющим, чем игры в слова, под теплым пледом или в уютном кресле? С малышами можно играть в «Придумай как можно больше слов, начинающихся со звука …», а если добавить правило, что все слова должны быть только зимними, то игра станет особенно морозной. Для ребят постарше можно играть в новогодние слова: называть слова, начинающиеся на букву, которой закончилось предыдущее слово, но только чтобы это можно было повесить на елку или подарить! А еще можно показывать слова пантомимой, играть, кто быстрее посчитает количество звуков (или слогов) в слове, кто составит самое длинное «зимнее» предложение из загаданных слов, угадывать, какое слово задумано, отвечая на наводящие вопросы только «да» и «нет», или запретить все «зимние» слова и следить, кто первым проговорится. Все это не просто уютные семейные занятия, следуя правилам игры, ребенок учится овладевать своим поведением: сначала он контролирует себя, чтобы не сказать запрещенное слово, а завтра он овладеет учебной компетенцией не говорить одновременно с учителем. Да и учиться сосредотачиваться на задаче в игре намного интереснее, так что скоро вы и не заметите, как вчерашний непоседа сможет, не отвлекаясь, делать домашнее задание.

Домашний театр
Ничто так не развивает коммуникативные способности, как примеривание на себя различных ролей: каким я могу быть, каким я себе больше нравлюсь, какое альтер-эго мне больше по душе. Для маленьких детей самостоятельное исполнение ролей может быть еще сложным, им можно предложить поговорить от имени какой-то игрушки, персонажа сказки. Не обязательно иметь дома кукольный театр, достаточно карандашей и бумаги, и чистый лист может стать лесом, пещерой или страшным драконом. В театре можно обыгрывать страхи ребенка: какие они - подкроватные монстры, страшные? А если их разрисовать смешными узорами? А если говорить от их имени смешными голосами? Из домашнего театра можно сделать настоящую реконструкцию исторического события: поищите с ребенком в Интернете, как выглядели люди в эпоху, которую изучает ваш школьник, сыграйте от имени героев исторических событий. Или запланируйте поставить литературное произведение, тогда ребенку будет намного интереснее читать обязательную литературу. А если подобрать музыку, освещение и соорудить зрительный зал, то можно позвать друзей на настоящее представление.

Творчество на окне
Рисовать на окнах может не только мороз, для детей это отличный нестандартный способ проявить творческий подход, развить мелкую моторику рук, а может, и выучить историю родного края, ведь рисовать можно, используя народные мотивы. Можно приклеивать на окна вырезанные картинки или предложить составить из бумажных гео­метрических фигур свою аппликацию, можно превратить окно в волшебный витраж, приклеивая разноцветные кусочки цветной пленки или кальки. А если вырезать из бумаги дома, деревья или даже космические объекты, можно сделать из окна настоящую сцену для будущих спектаклей, игр или настоящих космических войн. Создайте элемент игровой задачи, спросите: «Какой цвет получится, если наложить красную пленку на синюю? Как ты думаешь, почему мокрые бумажки держатся на стекле, а сухие падают?» - это лучшая стимуляция познавательной мотивации, а значит, и развития учебно-познавательной и информационной компетенции.

Настольные игры
Игры в настольные «бродилки» не только подогревают соревновательный дух, они еще учат ждать своего хода, считать, сколько ходов нужно совершить, принимать решения, делать выбор, сталкиваясь с его последствиями. Не обязательно покупать большое количество «настолок», достаточно только игрального кубика, бумаги, красок и воображения. Нарисуйте игровое поле, где вы с ребенком будете главными персонажами, а добраться к победе вам будут мешать (или помогать) те события или люди, которые волнуют вашего ребенка: «поругался с лучшим другом» - 2 хода назад, «несделанное домашнее задание» - делай 3 хода назад, «помирился с лучшим другом» - иди на 5 шагов вперед. «Цену» каждого хорошего или плохого события вы можете определить вместе, может быть, «убрать елку» принесет 3 дополнительных хода маме, но пропуск хода папе? Такие игры-размышления позволяют формировать ценностно-смысловые компетенции, рефлексировать на тему семейных взаимоотношений, учат мягко решать назревающие конфликты. Главное - не заиграться!
Квесты
Спрячьте в комнате подсказки, где найти приз, или нарисуйте и выдайте ребенку «карту сокровищ», по которой он будет искать в квартире тайные знаки. Если ребенок боится темноты, можно спрятать светящиеся предметы и искать их с помощью фонарика: вы будете настоящими победителями темноты! Можно спрятать детали пазла или конструктора, чтобы в итоге у вас получилась целая картина или игрушка. Такого рода занятия учат детей устанавливать взаимосвязи, пользоваться схемами и картами, учат отличать право-лево, верх-низ. Если совсем не хочется готовиться, просто спрячьте сюрприз в квартире и поиграйте в «горячо-холодно». Позовите друзей ребенка, и из развивающего занятия квест превратится в коммуникативный тренинг, где каждый постарается найти свое место в группе, побороться за лидерство и разовьет социокультурные навыки.
Проводить совместное свободное время интересно и познавательно совсем не сложно, главное - немножко фантазии, хорошего настроения и любви, и вы будете еще долго вспоминать, какой увлекательной бывает зима, даже если за окном не праздничная погода.

Анна БАРАБАНОВА,
педагог-психолог школы №64