Для современных детей традиционные методы устарели, поэтому поиск новых, более динамичных, форм является на сегодняшний день одной из насущных задач в воспитании подрастающего поколения. В нашей школе традиционная форма приобщения ребят к книге - читательская конференция - получила новую жизнь. Если раньше такие конференции проводились для небольшого круга заинтересованных читателей, то теперь участниками конференций становятся целые параллели классов. Путь подготовки и проведения таких конференций сложный, однако весьма действенный и эффективный.
Одна из первых таких конференций была посвящена обсуждению повести Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы» с участием самой писательницы, которая поднимает проблемы общения в подростковой среде. В конференции принимали участие целые параллели 6‑8‑х классов, никто не остался в стороне. Одни составляли вопросы к повести, другие проводили анкетирование среди своих сверстников, прочитавших книгу, команды готовили мини-спектакли по сюжету повести, что стало самым зрелищным и запоминающимся моментом в ходе конференции, а группа художников-оформителей готовила декорации и программки мероприятия. Гостями конференции были наши друзья и партнеры - сотрудники Культурного центра имени В.Берестова. Обсуждение книги всегда бывает бурным и дискуссионным, потому что каждый хочет быть услышанным. Не обошлось без словесных баталий и на этот раз. После жарких споров спрос на книгу, которая была в единственном экземпляре, так возрос, что пришлось пополнить библиотеку еще несколькими книгами.
Для следующей конференции, к которой готовились почти полгода с обучающимися 8‑10‑х классов, мы выбрали роман «Облачный полк» современного автора Эдуарда Веркина. Творческие задания включали в себя создание обложки для романа, иллюстрирование сцен из книги, ролевое чтение эпизодов по выбору ребят, интеллектуальную игру по истории битвы под Москвой (в романе речь идет об одной из страниц Великой Отечественной войны), конкурс буктрейлеров и, конечно, отзывы в жанре эссе. Чтобы подготовить буктрейлер, необходимо подобрать видеоряд, музыку, комментарии, смонтировать интервью с теми, кто прочитал книгу, а затем обобщить и систематизировать материал. Эссе - это маленькая творческая работа, где отображены понимание авторского замысла, авторской позиции, а также настроение, эмоции и отношение читателя к роману. Необходимый навык в контексте современных требований для сдачи государственных экзаменов по русскому языку и литературе. Участвовали в конференции около 300 человек.
Еще одна форма работы с книгой - подготовка и защита творческого проекта в рамках ежегодного общешкольного задания, которое получают все классы в школе в начале учебного года. Одним из пунктов задания является знакомство с творчеством писателя-юбиляра или книгой-юбиляром. Так, например, ребята 5‑8‑х классов выбрали роман Каверина «Два капитана». Эту книгу относят к литературной классике. Ребятам нужно было изучить научно-популярную литературу, чтобы доказать, что эта книга не вымысел, что в основе ее лежат реальные события и что живут в ней настоящие герои, только имена у них вымышленные. Итогом работы была защита проектов по темам «Герои реальные и вымышленные», «Роль русских полярных исследователей в освоении Арктики и Антарктики», «Жизнь и судьба Вениамина Каверина», «Москва военная», многие из которых можно назвать межпредметными. Немаловажно, что выполнение творческого задания пробудило у ребят интерес к научно-популярной литературе.
Творческое задание совсем другого характера было дано в связи с празднованием 80‑летия В.Высоцкого. Ребятам со своими учителями необходимо было посетить Государственный культурный центр-музей «Дом Высоцкого на Таганке», подготовить видеоролики о жизни и творчестве поэта, посмотреть и обсудить документальные фильмы «Я не верю себе», «Последний год», «Владимир Высоцкий. Я приду по ваши души». Многие подростки до этого были мало знакомы с творчеством поэта, но после всего увиденного, прочитанного, творчески осмысленного и прочувствованного при выполнении творческого задания открыли для себя прекрасного поэта, актера, исполнителя своих стихов и песен. Завершились юбилейные дни литературно-музыкальным вечером «Во мне два «я» - два полюса планеты», в котором приняли участие не только дети, но и учителя. Педагоги рассказали о своем восприятии личности и творчества Высоцкого, поделились воспоминаниями о поэте. Объединили зал песни и стихи, которые никого не оставили равнодушными.
А к юбилею Владимира Маяковского творческие задания легли в основу спектакля-диалога поэта с залом «Во весь голос». Этот пронзительный спектакль стал для зрителей живым уроком патриотизма и гражданственности, любви к жизни, открывшим им большого поэта и человека.
Впереди у нас новые поиски, и мы уверены, что дверь в увлекательный мир книги уже открыта.
Так читать или не читать? Ответ однозначен - читать!

Ольга АНИКЕЕВА,
заведующая библиотекой школы №1584