В этой экосистеме очень важным действующим лицом выступает педагог - воспитатель в широком смысле. И сегодня я хотела бы сказать от лица учителя, ведь педагоги не очень любят публично обсуждать трудные отношения с родителями и тем более с детьми. Все считают, что таких случаев нет или очень мало. А уж если они есть, то это потому, что именно педагог не сумел дойти до каждого ребенка, или ему не хватило педагогического такта, или - еще хуже - человеческого внимания. Конечно, и такое случается, но есть и другие примеры.
Сегодня нередко можно услышать «детский сад никуда не годится», «школа уже не та» от родителей. «Родители пошли не те, а дети… откуда только такие берутся?» - это уже от учителей. Ну и от учеников: «Учителя надоели, на дом задают жуть сколько, а предки совсем с ума съехали».
А ведь все в чем-то правы - в своих ожиданиях большего от детского сада, школы, родителей, детей. Потому что все изменилось, стало не как вчера, не как в нашем детстве. Тогда учитель был более образованным, чем большинство родителей, представлял собой эталон культурного человека. И его авторитет был непререкаемым. Может, поэтому кое-кто из учителей так и продолжает считать себя таким? А вот дети и родители сильно изменились. Для них время авторитетов позади. Может, поэтому они ведут себя иначе, не проявляя должного уважения к учителю как носителю профессии? И еще нас приучили, что права есть у детей и их родителей. Что лучше не вмешиваться; не сопротивляться, не высказывать свое мнение, ведь их мнение все равно перевесит, а тебе еще и перед администрацией придется отчитываться.
Недавно министр просвещения Ольга Васильева огласила главную причину, по которой молодые педагоги, выпускники педвузов не рвутся на работу в школу. Это, по ее мнению, не связано с зарплатой. Они боятся детей. Скажу больше: они еще и их родителей боятся. И многие постарше тоже не могут этой «робости» преодолеть. Хотя, в общем-то, входя в класс впервые, да и потом целый год, каждый из нас робел.
Но все было иначе. Даже в недавнем прошлом звонка учителя домой было достаточно, чтобы привести в чувство зарвавшегося подростка. А уж вызов в школу был сигналом SOS. И не родитель отчитывал нерадивого учителя, а профессионал-учитель давал советы нерадивому родителю. Теперь же под присмотром камер, ученических смартфонов, далеко не всегда стоящей на страже учительских интересов администрации и под сочувствующими, но отдаленными взглядами коллег учитель чувствует себя одиноко. У него много прав и социальных гарантий, но, чего бы он ни отдал за свободу, право выбора и взаимопонимание, за презумпцию невиновности. Конечно, обвиняющих родителей совсем немного, учеников, ведущих себя развязно и неуважительно по отношению к учителю, классу, тоже немного, но даже это небольшое количество способно испортить атмосферу урока, выбить почву из-под ног любого учителя, изменить отношение к школе.
С тех пор как наше общество стало «удовлетворять потребности», стало клиенто-ориентированным (а родители - представители невыросших клиентов), педагоги потеряли свой вес в глазах родителей, стали заложниками их неудовлетворенности. Мы живем в прозрачных, как стекло, стенах современной школы, где есть два участника образовательных отношений, которым позволено говорить что вздумается, негодовать и даже угрожать. Не обязательно учителю, можно и администрации, а то и кому повыше. И чем выше, тем труднее защититься учителю. Причем администрация «уговаривает» с помощью разных «аргументов» бездоказательно обвиненного учителя покинуть свое место, меняя класс или группу, переводя в другой корпус или, что уж совсем экзотично, обещая вернуть на работу через пару месяцев.
Мы часто говорим, что все делается ради ребенка. Означает ли это всепрощение (грубости, хамства, лени, издевательства), или это сознательно-подсознательное устранение от того, что называется воспитанием и что составляет целенаправленный процесс воздействия на ребенка и взаимодействия с ним? Любым - испытывающим благодарность или полным протеста и неприятия, со сформировавшимися (прежде всего в семье) ценностями или бунтующим против окружающего мира. Это признание бессилия, а значит, верховенства тех, кто смотрит на педагога как на торговца знаниями или смотрителя в камере хранения. Без поддержки родителей, взаимопонимания с ними учитель не сможет справиться с проблемами ребенка. Значит, надо воспитывать родителей. И снова учителю? Или государству, обществу? Или создав непререкаемую систему ценностей в школе, за посягательство на которую должно следовать порицание или даже наказание? Наказание неправого учителя, родителя, ученика.
Сегодняшняя ситуация меняется и в том, как происходит деформация отношений в школе, приобретая новые, более резкие и неприемлемые, формы: буллинг, физическое насилие, нападки в социальных сетях.
Сколько проведено конференций, написано статей, сломано копий в дискуссиях по поводу насилия в школе! Мы видели сюжеты, главными «героями» которых были учителя (если можно их так назвать), родители, ученики. Но если можно (а иногда и нужно) наказать учителя, лишив его должности, то наше гарантированное общее образование защитит ученика-хама и родителя при нем. От них чаще всего и извинения не услышишь, зато весь класс или вся школа поймут, кто в них главный и как надо действовать.
И еще об одной публикации, прилетевшей через Фейсбук с другого конца света. Учительница из американского штата Мэн написала очень эмоциональный пост, полный размышлений на обсуждаемую тему. И собрала за 4 дня 106 тысяч лайков, среди которых есть и мой. Она пишет о том, что ни в одной другой профессии не считается оправданным и нормальным не обращать внимания на проявления негативного поведения. А в образовании мы оправдываем свое отсутствие реакции тем, что «это ведь ребенок».
Анна Демчак обращается ко всем родителям, детям, коллегам с призывом вспомнить о важности учительского труда и ценности человеческих отношений.
«Я люблю всех своих учеников. И тех, у кого психологическая травма, и тех, у кого неполадки со здоровьем, и трудных, и даже склонных к насилию. Потому что я - учитель и я не могу их не любить.
Но порой любить кого-то означает устанавливать границы. Последствия. Трудные разговоры. Обращение за помощью. Отстаивание своей точки зрения. Поиск альтернативных решений».
Она не одинока в таких мыслях. Она призывает не мириться с нападками, а твердо стоять за себя. Нельзя позволять унижать себя, как бы трудно ни приходилось. Все начинается дома. И учителям нужна поддержка родителей.
«...Перестаньте бояться, что вас уволят. Перестаньте говорить «они просто дети».
Перестаньте бояться родителей и администрацию.
Перестаньте сдаваться, не ожидая ни от кого помощи.
Перестаньте считать, что унижение словом или действием на рабочем месте - это нормально.
Ведь мы никогда не стали бы переносить все это на другой работе или в других жизненных ситуациях.
Если у вас есть друзья-учителя, справьтесь о них.
Если вы родитель, пожалуйста, каждый день интересуйтесь, что было в школе. И защищайте учителей. Мы так стараемся ради ваших детей! И вы можете это сделать. Вы можете помочь нас защитить. У вас есть сила, чтобы сделать школьную систему лучше.
Нам всем надо стать лучше.
Коллеги, я обращаюсь и к вам. Вы удивительные, и когда я покидаю класс, я все равно, пока жива, буду чувствовать ваше плечо».
И профсоюз никогда не останется равнодушным и тоже всегда подставит свое плечо.

Марина ИВАНОВА, председатель МГО Профсоюза работников народного образования и науки РФ