Классы освободили для урочных занятий, а библиотека, в которой проводилась «Книжкина неделя» и куда с удовольствием забегали дети почитать на переменке, автоматически преобразовалась в пункт выдачи учебников, переехав в какой-нибудь технический кабинет или репетиционную комнату по соседству с актовым залом. Таким школам и их ученикам можно только посочувствовать: прививать любовь к книге стало негде, даже младшему школьному возрасту, особенно охочему до чтения и общения.
Вполне возможно, что именно в противовес этой ситуации в Воронежской области в 2016 году стали создавать информационно-библиотечные центры (ИБЦ). Хотя, возможно, просто так совпало, а настоящей точкой отсчета надо считать не разваливающуюся старую сеть школьных библиотек, часто заброшенных и обделенных вниманием и финансами, а приказ Минобрнауки РФ от 15.06.2016 №715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров». Основными задачами создания сети ИБЦ стали: формирование новой парадигмы восприятия библиотеки, создание многофункционального пространства, привлекательного для посетителей и трансформируемого в зависимости от задач, развитие проектно-ориентированного подхода к образовательному процессу, переориентация на электронные ресурсы с сохранением традиционных фондов.
Из методички по открытию школьных ИБЦ:
«Модернизация школьной библиотеки в современный информационно-библиотечный центр предполагает создание пространственно-обособленных зон различных типов: зону для получения ресурсов во временное пользование; зону для самостоятельной работы на разных типах носителей; зону для коллективной работы с гибкой организацией пространства; презентационную зону для выставок и экспозиций; рекреационную для разнообразного досуга и проведения мероприятий».
Сегодня в Воронежской области создана сеть ИБЦ, в которую входят 21 школьный центр и региональный «модельный» ИБЦ на базе Воронежского института развития образования. Он представляет собой единое образовательное пространство с разными функциональными зонами: зонами для индивидуальной работы, оборудованными персональными компьютерами, планшетами и ноутбуками, презентационной зоной с видео-конференц-связью, 3D-проектором и бесплатным wi-fi. Одно из приоритетных направлений работы информационно-библиотечных центров - это использование электронного контента. Воронежский институт развития образования предоставляет доступ к каталогу электронных изданий из числа художественной литературы и возможность осуществления книговыдач в режиме онлайн для всех участников образовательного процесса. На сегодня в каталоге 5500 изданий.
А что же происходит в школьных центрах? Здесь теперь работают не привычные библиотекари, а педагоги-библиотекари. Они не просто ищут и выдают книги, а помогают школьнику ориентироваться в мире информации, находить именно то, что ему нужно в данный момент, во Всемирной паутине, строить индивидуальный образовательный маршрут. ИБЦ позволяют проводить интерактивные занятия, устраивать выставки и показы, презентации ученических проектов, организовывать групповую творческую работу. По сути, школьная библиотека сегодня - это не только книгохранилище и читальный зал, но и специальные зоны для индивидуальной работы с информацией и для групповых занятий. Из мебели и оборудования здесь ноутбуки, планшеты, проекторы, интерактивные доски, удобные столики, комфортные диваны и пуфики, а кое-где даже и шахматные столы.
Из представления информационно-библиотечного центра школы №1 имени Героя Советского Союза М.А.Машина города Лиски Воронежской области:
- Наш информационно-библиотечный центр был открыт 27декабря 2016 года. Он разделен на несколько пространственно обособленных зон различных типов: зона презентаций, зона свободного доступа к образовательным электронным ресурсам, зона тихого чтения, которая при необходимости трансформируется в рекреационную зону для разнообразного досуга и проведения мероприятий. Оборудованы также зона свободного доступа к библиотечному фонду и зона проектной деятельности.
В ИБЦ школы проходят самые различные мероприятия: «Посвящение в читатели», школьный этап конкурсов «Учитель года» и «Живая классика», библиотечные уроки. Здесь дают свои спектакли школьные театры, а будущие первоклассники знакомятся со своими учителями.
Из концепции развития информационно-библиотечного центра Аннинского лицея поселка городского типа Анна Воронежской области:
- Создание единого общественного пространства с зонами для совместной и индивидуальной работы, медиа­текой и базой знаний для учеников и педагогов, с высокотехнологичными устройствами, мягкой мебелью, игровой площадкой и бесплатным wi-fi. Задачи ИБЦ: создать информационную среду, обеспечивающую всем участникам образовательных отношений доступ к качественным ресурсам (художественная литература, периодические издания, цифровые электронные образовательные ресурсы, учебная литература) на различных носителях; перейти на автоматизацию процесса обслуживания читателей, сформировать навыки независимого библиотечного пользователя; организовать неаудиторные формы проведения занятий в рамках урочной и вне­урочной деятельности обучающихся в образовательных пространствах ИБЦ; создать портал методических разработок с организацией свободного доступа педагогов других образовательных организаций.
Кстати, необходимо отметить, что каждый ИБЦ в районах области работает не только на одну школу, в которой размещен. Его ресурсами могут пользоваться ученики других школ, сотрудничающих с основной.
Сегодня у педагогов-библиотекарей Воронежской области есть свое сетевое сообщество, где они обмениваются опытом, идеями и методическими материалами: http://so.viro36.ru/groups/119/. Из 21 информационно-библиотечного центра 16 открыты в общеобразовательных школах, а пять - в кадетских корпусах. В одном из них - Горожанском казачьем кадетском корпусе, расположенном в селе Горожанка Рамонского района Воронежской области, - мы пообщались с его директором Алексеем Клушиным.
- Идея информационно-библиотечных центров появилась несколько лет назад и оказалась крайне востребованной, - рассказывает Алексей Геннадьевич. - В таких казенных общеобразовательных учреждениях интернатного типа, как наше, всегда были сложности с техникой и с информационным обеспечением. На наш взгляд, дети не должны забывать книгу, живое общение с книгой - это очень важно. Но современные реалии диктуют и информационную составляющую. То есть дети должны прекрасно разбираться в компьютерах, знать поисковики, которые связаны с литературой, заниматься научной деятельностью. У нас большой популярностью среди воспитанников пользуется помещение для творческой работы, где можно поработать с компьютером, разыскать в каталогах необходимую литературу. Мы благодарны областному Департаменту образования, науки и молодежной политики за помощь. В нашем центре установлено достаточно дорогое оборудование, здесь и интерактивные доски, и современные компьютеры. А самое главное в том, что теперь у нас есть возможность пользоваться богатством мировых библиотек.
- Как организованы занятия в центре?
- В расписании есть часы, специально отведенные для занятий в ИБЦ. Они включают знакомство с книгой, чтение ее, а также поиск необходимых данных в Интернете. Занятия замечательно организует Вера Михайловна Крючкова, наш педагог-библиотекарь. Также детям нравятся различные тематические мероприятия, которые проходят в центре. Совсем недавно провели диспут о том, нужно ли использовать живую книгу или только электронную. Сейчас планируем мероприятие областного уровня «Сердце солдатской матери», которое будет проходить на базе информационно-библиотечных центров.
- В вашем центре кадеты не только читают, но и с удовольствием играют в шахматы. Это постоянные занятия?
- Мы считаем, что занятия по шахматам обязательны в современной школе, и развиваем это направление. У нас есть хороший руководитель и уже 15 достаточно толковых шахматистов среди кадет. Интеллектуальное направление не менее важно, чем, например, рукопашный бой и борьба - те виды спорта, которыми занимаются кадеты. Им в равной степени нужны и шахматы, и литература.
Одна из воспитанниц Горожанского казачьего кадетского корпуса Алина Узе поделилась своими впечатлениями о новой библиотеке:
- Вообще-то она никогда не была скучным местом - наша библиотека. Сюда постоянно приходили люди, проводились разные мероприятия. А теперь здесь стало вообще очень здорово! Можно прийти не только на занятия, но и после уроков, в «личное» время, поиграть в шахматы, почитать, послушать музыку, то есть отдохнуть.