В проекте, содержание предмета «Технология» предлагается составлять из модулей. Их восемь. Полагаю, достаточно перечисления названий, чтобы читатель оценил их содержание:
1) производство и технологии;
2) технологии обработки материалов и пищевых продуктов;
3) робототехника;
4) автоматизированные системы;
5) 3D-моделирование, прототипирование и макетирование;
6) компьютерная графика, черчение;
7) растениеводство;
8) животноводство.
Каждый такой модуль потребует специальной подготовки учителей, оснащения кабинетов техникой и наглядными пособиями. Речь идет о многих тысячах школ и общеобразовательном предмете!
Попробуйте исключить из списка школьных предметов хоть один, например историю или изобразительное искусство, и вы обнаружите невосполнимую дыру в образовании. Однако не всем нужны глубокие знания по животноводству и растениеводству. Предложенные модули - по сути сложные профессии, изучать которые детям с 10 до 15 лет рано. Они подходят для колледжей. Опыт технического обучения детей в СССР показал, что с 5‑го по 9‑й класс им подходит трудовое обучение.
Из последних интервью министра просвещения Ольги Васильевой мы узнали, что с целью улучшения профориентации школьников на технические профессии министерство планирует к 2024 году создать 5000 супермастерских и 245 технопарков, где школьники будут осваивать инженерные знания, а занятия будут идти по направлениям «робо», «космо», «нано», «био», IT и т. д. Денег выделено 253 миллиарда рублей.
Уже сейчас в 63 субъектах РФ работают 89 технопарков, в которых обучаются 80 тысяч детей, по 900 учащихся в каждом. К 2024 году построят остальные 156 технопарков и охватят 240 тысяч детей. Намечено сделать 340 кванториумов на трейлерах, которые будут ездить по просторам России с целью профориентации сельских ребят.
Все это хорошо, но в стране 16 миллионов школьников! Кванториумы и супермастерские, которые намечено построить к 2024 году, смогут охватить техническим обучением 500 тысяч учащихся. Но как быть с остальными 15 миллионами? Детей надо учить всех и сейчас, а не откладывать до 2024 года.
Школьное образование без трудового обучения неполное и ущербное. Занятия в школьных мастерских раз в неделю по 2 часа - необходимый минимум для трудового развития подростков. Это профилактика от боязни физической работы и зависимости от компьютерных игр. Хочу подчеркнуть - детям нужна работа по обработке материалов ручными инструментами и на станках, а не сборка из готовых узлов роботов и других игрушек. Не надо путать трудовое обучение с моделированием.

Владимир СЕМЕНИХИН, бывший преподаватель МПГУ