Во время проведения дней науки вся урочная и внеурочная деятельность в больничных подразделениях школы подчинена общим задачам, среди которых основной всегда была и должна быть задача, направленная на формирование у каждого ребенка ключевых компетенций - коммуникативной, информационной, предметной.
В организацию дней науки в больничных подразделениях вовлекаются не только ученики, учителя, педагоги-организаторы, но и родители, работники больницы. Педагогический коллектив больницы и родители выстраивают свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия независимо от преобладания в нем сильных и слабых сторон, на основе уважения его личности и свободы выбора.
Основной принцип проведения дней науки - помочь каждому ребенку в силу своих возможностей стать активным участником всех запланированных на учебный год событий. Убедить детей, что наука - это всегда интересно и увлекательно, что она способствует расширению кругозора, развивает творчество, углубляет уровень знаний и эрудиции, дает возможность почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности, несложно. Ученику дается право выбора: он может применить свои силы в тех видах деятельности, которые посчитает для себя интересными и полезными. Вот тут-то, как правило, без помощи родителей не обойтись. Мастерить, фантазировать, выдвигать и реализовывать идеи, участвовать в театральных постановках, готовить проекты и выступать с докладами, то есть стать полноценным организатором и участником всех происходящих событий. Педагогический коллектив уверен, что применение знаний в конечном итоге приведет ученика к самоопределению в жизни.
Основой, фундаментом дней науки является большая подготовительная работа на уроках. Чтобы сформировать у ребенка интегрированное мышление и общую картину мира, учителя больничных подразделений используют в образовательном пространстве информационно-коммуникативные технологии. Копилка уроков, созданных и размещенных нашими учителями на платформе МЭШ, тому яркое подтверждение. К примеру, за прошедший учебный год только учителями-филологами было создано 11 уроков. В основном это интегрированные и метапредметные уроки, способствующие тесному взаимодействию всех участников образовательного пространства. Грамотно согласно тематике дней науки используются и уроки других учителей, размещенные в МЭШ. Подготовка и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий в рамках дней науки, по мнению наших учителей, - путь к совершенствованию профессионального мастерства.
Итак, план мероприятий составлен. И уже с сентября единым коллективом взрослые и дети больничных подразделений включаются в активную и плодотворную работу. Какова бы ни была тематика дней науки, на протяжении всего года обучения ученики принимают участие в интеллектуальных соревнованиях. Это олимпиады разного уровня, творческие конкурсы. Кстати, принять участие может каждый ученик. Самой массовой бывает школьная олимпиада. Выход ребенка в следующий этап по понятным причинам бывает невозможен, но радость победы нельзя переоценить.
2019 год, как известно, был объявлен Годом театра. В план были включены мероприятия, имеющие отношение к театру. Ученики, родители, медицинский персонал с нескрываемым удовольствием принимали участие в составлении сценариев, постановках, оформлении импровизированных сцен. И как итог коллективная работа «Театральная шкатулка», вобравшая в себя и рассказы детей о театральных афишах, театре теней, химии театрального грима, и видео постановок, и аудиозаписи с конкурсов выразительного чтения. У детей всех больниц появилась возможность представить свою работу и ознакомиться с творчеством других детей.
Главной составляющей дней науки является проектная деятельность. Вовлечение в проектную деятельность ребят, находящихся на лечении в больницах, помогает им не только получить специальные навыки работы с информационными технологиями, приобрести навыки исследовательской деятельности, но и преодолеть дефицит общения. Широко используется практика создания коллективных проектов, объединяющая детей и учителей из разных больниц. Лишь за прошлый год были созданы десятки подобных проектов. Итогом работы является защита проектов на общешкольном семинаре.
Как показала практика, в рамках дней науки у каждого методического объединения существуют устойчивые темы. Например, у языковедов это «Дни словаря», «Дни русского языка», «Творчество писателей-юбиляров». Формы и виды работы зависят от желания учителя и возможностей учащихся.
Таким образом, дни науки в школе - источник зарождения научных понятий, знаний. Специфика преподавания в школьном подразделении больниц не позволяет вести научную деятельность в полном объеме. Но когда во время проведения таких мероприятий, как «Москва златоглавая», «Лучи и зеркала», «Грамотность на Руси», «Путешествие на фрегате «Паллада», «Мудрый Байкал», «Путешествие в музей игрушки», «Осенний марафон», педагог видит горящие глаза детей, вдруг осознавших, что знать, понимать и «чувствовать - это быть, размышлять, жить», то он понимает: путь к эвристической деятельности проложен.

Татьяна АСТАФЬЕВА,
Лариса ЯНБУЛАТОВА,
учителя русского языка и литературы школы «Технология обучения»