Галина Михайловна была начальником районного отдела образования в Ремонтненском районе Ростовской области, а моя мама работала в маленькой школе совхоза «Овцевод» учителем начальных классов.
Мама всегда была для меня главным мерилом ценностей, ориентиром в мире педагогики, совестью моего учительского «я». 27 лет отдала она профессии, но после нашего переезда на родину моего отца, в Новокубанск Краснодарского края, решила посвятить себя только семье. Именно мама была моим наставником на пути становления, именно ей я рассказывала о своих первых успехах и неудачах, о своих педагогических находках на уроках. Я всегда мечтала быть, как она, учителем начальных классов, но для поступления нужно было сдавать математику, а это не мой конек. Оканчивая 11‑й класс, я поняла, что хочу преподавать литературу.
По 5-6 часов в первый год работы в городской первой школе я готовилась к урокам в 10‑м классе. Мама была моим первым слушателем особенно важных этапов урока.
В нашей династии с маминой стороны много педагогов, можно было бы легко открыть частную школу. Мои родители очень гордились, когда я, пройдя путь от учителя, завуча, руководителя школьного методического объединения, стала заместителем начальника управления образования. Опять-таки мама учила меня грамотно подходить к решению возникающих в наших районных школах проблем, всегда напоминала, что нужно поступать с людьми по совести, всегда глубоко вникать в суть вопроса, помогать, а не критиковать, предлагать наилучшие пути выхода из возникшей ситуации.
Ах, мама, всего пару месяцев ты не дожила до того, как твоя дочь стала старшим преподавателем краевого Института развития образования... В декабре этого года ей исполнилось бы 70 лет. И сейчас каждый раз, когда получаю от своих слушателей положительные отзывы о проведенном занятии, я мысленно благодарю маму за то, что она научила меня быть человеком и профессионалом. Мне очень ее не хватает, не только как самого близкого человека, но и как самого строгого критика. Моя мама была настоящим профессионалом, хоть, к сожалению, так и не получила звания «Отличник народного просвещения» или какой-то другой государственной награды. Но я точно знаю, что ее бывшие ученики и коллеги до сих пор вспоминают ее с огромным теплом.
После работы в управлении образования, когда я долгое время занималась организацией и проведением ЕГЭ в нашем Новокубанском районе, да и вообще занималась контролем учебной деятельности, темы, по которым я читаю лекции и провожу практику для работников системы образования края, касаются именно качества образования. Хочу сказать, все категории слушателей сходятся на том, что в условиях цифровизации и вообще технологизации жизни достигать установленных планок по качеству становится все сложнее.
Современные дети, имеющие в руках гаджеты с выходом во всезнающий Интернет, не очень-то прислушиваются к педагогу, не видят в нем того единственног источника достоверной информации, которым был учитель еще пару десятков лет назад. А значит, перед педагогом стоит задача-минимум - быть хотя бы на пару шагов впереди самого умного ученика, причем не только интеллектуально, но и технологически. Это очень сложно. Многие молодые специалисты, получив диплом учителя, не очень-то торопятся нести его директору школы. А если и решают связать свою жизнь с педагогикой, то частенько, не отработав и 2-3 лет, все-таки увольняются. По данным статистики, на 2018 год средний возраст педагогов в России составлял около 50 лет. Цифра пугающая.
В нашем районе средний возраст педагогов по состоянию на 1 октября 2018 года был равен 38 годам. И здесь я снова должна упомянуть о маме, потому что именно она натолкнула меня на мысль о проведении конкурса для молодых учителей. Сразу оговорюсь, что о существовании «Педагогического дебюта» я тогда ничего не знала. В далеком 2010 году мы впервые провели конкурс «Новый учитель - новой школе». За эти годы через него прошли уже 89 человек. С 2014 года мы приглашали к себе и представителей других территорий края, проводили межмуниципальный конкурс. А вот в 2019 году проект «Проведение зонального конкурса молодых педагогов общеобразовательных учреждений «Новый учитель - новой школе» со стажем работы от 1 года до 3 лет» получил финансирование из Фонда президентских грантов. О победе мы узнали 14 октября, мамы уже не было, но я точно знаю, что она гордилась бы мной.
Хочу сказать, что без моей команды, без моих высокопрофессиональных коллег ничего не получилось бы. Да простят меня редакторы за потраченные строки, но очень хочется, чтобы эти имена знали все читатели народной учительской газеты: Любовь Ивановна Переяслова, председатель Новокубанской районной территориальной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, зональный координатор проекта (именно по ее настоянию, при ее безграничной вере в успех мы решили подать заявку на участие в конкурсе грантов); Кирилл Павлович Овчаренко, победитель регионального конкурса «Учитель года Кубани»-2014, учитель истории и обществознания школы №1 Новокубанска, методист проекта (именно благодаря его победе мы и встретились тогда в Москве с Галиной Михайловной Нестеренко); Ирина Николаевна Хвостикова, призер регионального конкурса «Учитель года Кубани»-2015, учитель изо и музыки школы №4 Новокубанска, методист проекта (человек яркий, творческий, быстрый на подъем, душа проекта); Виктор Владимирович Швайка, учитель информатики и математики, призер муниципального конкурса «Учитель года Кубани»-2019 (аналитик и критик, можно сказать, совесть проекта, потому что все время возвращал наш творческий порыв в русло документов и требований), и консультант проекта Евгения Феликсовна Морозова, директор негосударственного частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Курсы Кубани» (наш финансовый директор, по иронии судьбы именно у нее я училась еще в 2001 году на курсах секретарей-машинисток). Это моя любимая команда, люди, без которых не было бы меня такой, какая я есть. Каждый стал значительной частью моей жизни, каждый дал свой импульс не только к моему личному развитию, но и к развитию образования в Новокубанском районе и даже в Краснодарском крае.
Я обязательно хочу упомянуть еще об одном человеке, без которого не было бы второго дыхания у конкурса молодых учителей, - Андрее Васильевиче Цветкове. Сейчас это имя знают по подписи на письмах из краевого отраслевого министерства. Андрей Васильевич уже год является заместителем министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. А в 2014 году он был директором средней сельской школы, призером краевого конкурса «Директор школы Кубани»-2013 и членом команды поддержки нашего победителя Кирилла Овчаренко, благодаря которому мы и попали, собственно, в Мытищи, а потом и в Москву, где проходил конкурс «Учитель года России»-2014. Там мы и познакомились с Галиной Михайловной Нестеренко, на тот момент методистом Института развития образования Ростовской области. Она пригласила нас принять участие в межрегиональном семинаре, который проходит ежегодно в поселке Лазаревское. Финал конкурса и этот семинар перевернули все в нашей жизни, сделали нас фанатами профессии, заставили по-другому посмотреть на свои ежедневные будни.
Конкурс молодых учителей «Новый учитель - новой школе» с 2014 года приобрел практическую направленность. В нем определилось пять испытаний: самопрезентация, урок, беседа с учащимися, беседа с родителями, педсовет. Все конкурсанты в обязательном порядке должны ходить друг к другу на уроки и на другие испытания. А члены жюри не просто заполняют оценочные листки, а высказывают свои замечания, предлагают конкурсантам какие-то практические советы.
Муниципальный конкурс, который был проведен в ноябре 2014 года, собрал 17 молодых учителей, все прошло просто прекрасно. Мы были воодушевлены успехом. А Андрей Васильевич, будучи человеком творческим, мыслящим, умеющим предвидеть развитие событий на годы вперед, предложил провести и межмуниципальный конкурс. В декабре, поднатужившись (конец учебной четверти и финансового года все-таки, да и погодные условия не очень), мы все-таки провели его. Нужно сказать, что и конкурсанты, и члены жюри из других территорий края очень положительно отозвались о мероприятии. Конкурс стал ежегодным. Он имеет свою символику и гимн.
Практическая направленность конкурса позволяет за неделю направить мировоззрение молодого педагога в русло продуктивной и креативной деятельности. Чего только не повидали мы на этих открытых уроках и других конкурсных испытаниях: и Гарри Поттера, и Мэри Поппинс, и песни под гитару, и смешивание цветного песка, и разговоры о символике цветов на уроке математики в 8‑м классе… Всего и не упомнишь. Это целый фейерверк идей, это неиссякаемый источник оптимизма, и главное - это та самая надежда на процветание отрасли «Образование», на то, что Россия сможет войти в 10 лучших стран мира по качеству образования уже к 2024 году.
В 2020 году конкурс отметит свое 10‑летие. К юбилею конкурса молодых учителей прекрасным подарком стал президентский грант в размере почти пятисот тысяч рублей. Сам конкурс пройдет с 14 по 17 апреля. В этом году участниками станут 20 молодых учителей, имеющих стаж работы от 1 года до 3 лет, из 11 территорий Краснодарского края. Наверняка это будет еще одна яркая страничка конкурса. А я, моя команда и наши социальные партнеры - администрация, управление образования и Центр развития образования Новокубанского района, профсоюз, Совет молодых педагогических работников, клуб творческих учителей «Созвездие» - постараемся сделать для этого все возможное.

​Марина ТЮННИКОВА, старший преподаватель кафедры управления образовательными системами Института развития образования Краснодарского края