В принципе идея детских проектов не нова, она использовалась, к примеру, педагогами США. Но в отличие от зарубежного опыта наш метод больше ориентирован на активность детей и конечный результат. У них ученики только определяли проблему, а педагоги ее оценивали и этим удовлетворялись. Российские дети нацелены не только на поиск проблемы, но и на ее решение, на полную ее реализацию. Самарские школьники доводили задуманное до конца, то есть сдавали исполненный проект «под ключ». Здесь ребята полностью включались в практическую деятельность. Они действовали совершенно самостоятельно. Учитель выступал в роли консультанта, подростки быстро поняли, что, еще учась в школе, они могут сделать что-то важное и нужное для своей улицы, села, поселка, города.
За эти годы школьники сельской местности и городов страны спасли десятки родников, речушек, прудов от высыхания, восстановили сотни памятников, несколько старых усадеб, помогли многим больным и инвалидам.
Мне особенно запомнилось, как ребята из Томской области защитили от застройки жилыми зданиями старинный парк. Взрослые не смогли этого сделать, хотя протестовали, регулярно выходили на митинги и писали петиции. Инерция власти, столкновение интересов были сильнее протестов, пока на арену не вышли дети, дружные и напористые, настырные. Оказалось, это дело взрослым не под силу, а подростки смогли, к ним прислушались.
Движение получило широкий размах, и с 2001 года в стране стал проходить конкурс школьников по социальному проектированию. К тому времени движение охватило большинство регионов - от Калининграда до Сахалина. Учредителями этой акции стали Федеральное агентство по образованию, Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование» (президент Петр Положевец), «Учительская газета», Самарский региональный центр гражданского образования, благотворительный фонд «Сивитас». Участники - команды школьников, победившие в своем регионе. Финал, как правило, проходил в детском лагере «Орленок». Обо всех этапах соревнований подробно рассказывала «Учительская газета» под рубрикой «Акция «УГ». Таким образом, она объединяла всех участников - и учителей, и детей.
Это заинтересовало особенно детей - они охотно включились в своеобразное движение преобразователей, созидателей. Их роднило стремление сделать жизнь вокруг себя более уютной, удобной. Широкая гласность вовлекала все новых и новых участников акции. Для учителей регулярно устраивались семинары и конференции, часто в Самаре, где были сосредоточены основные методические силы. За эти годы сложилось высококвалифицированное жюри. В него вошли лучшие в стране специалисты по гражданскому образованию, авторы учебников и методических разработок по обществознанию и праву, авторы самой технологии социального проектирования. Ключевые роли взяли на себя непосредственные организаторы конкурса «Я - гражданин России» доктора педагогических наук Наталья Воскресенская, Андрей Иоффе, первый заместитель главного редактора «УГ» Ирина Димова, руководитель Самарского центра гражданского образования Владимир Пахомов, Евгений Беляков и другие. Они же проводили семинары для координаторов ученических команд, работающих над социальными проектами, а также для начинающих. Не забудем отметить руководителей региональных центров гражданского образования, которые много сделали для развития акции. Это Николай Коваленко, Константин и Светлана Улановы, Галина Орехова, Ирина Скворцова, Галина Рослякова, Людмила Мостяева, Лариса Жиронкина и другие.
Социальные проекты год от года становились актуальнее и интереснее по замыслу и сложнее по исполнению, но большинству они оказывались по плечу. К 2010 году социальное проектирование достигло настоящего расцвета. В акции включались все новые и новые школы во всех регионах страны, особенно сельские.
И вдруг это движение затормозилось. Нет, не потому что, как это нередко бывает, программа себя исчерпала, метод устарел - он вечен. Но в любом большом деле нужны руководители и координаторы - ответственные, заинтересованные, бескорыстные, самоотверженные. Вот их-то и отстранили. Произошло непредвиденное. Акцию, которую возглавляла и лелеяла «Учительская газета», «приватизировали», совершили, по существу, рейдерский захват. Люди, весьма далекие от самого содержания акции (им бы сначала хотя бы поучиться у наших экспертов), видимо, посчитали, что под это благое дело можно получить большие спонсорские деньги. Конкурс «Я - гражданин России», как и раньше, проходит в том же лагере «Орленок», но это в отличие от прошлых лет не живой обмен опытом, а скорее шоу. В организации самой акции живое дело и живую заинтересованность участников вытеснил формализм. Заметно снизились качество проектов, их значимость, упрощена сама технология, уменьшается количество участников. Появились новые, малоподготовленные координаторы проектов.
Конечно, начатое двадцать лет назад благое дело гражданского воспитания школьников не могло умереть, посев дал свои всходы. Во многих регионах остались отдельные «островки», где социальное проектирование продолжает развиваться. Это прежде всего Самарская область. Здесь, как двадцать лет назад, ребята проявляют активность. Они находят, как когда-то их сверстники, животрепещущие проблемы, общественно значимые темы для своих проектов, разрабатывают их, а затем, если это необходимо, добиваются решения вопроса, привлекая представителей власти - местной, областной. Вместе с депутатами, бизнесменами, юристами обсуждают задачи и пути их решения, предложенные авторами проекта. И важно отметить, что все эти сверхзанятые взрослые люди серьезно относятся к дельным предложениям подростков и затем помогают в их реализации.
Самарским центром гражданского образования по-прежнему руководит доктор педагогических наук Владимир Пахомов, здесь продолжают активно развивать социальное проектирование школьников. Пять лет назад его сотрудниками была разработана и внедрена еще одна интересная методика - интерпроект «Гражданин Самарской области - гражданин России». Главная ее задача - воспитать чувство сопричастности к истории России и родного края, гордости за вклад своих земляков в развитие, защиту и процветание Родины.
Социальные проекты самарских школьников касаются самых различных сторон окружающей их жизни. Вот, скажем, учеников школы №146 (учитель-координатор Елена Евгеньевна Миннибаева) озаботила проблема безопасности на железной дороге возле маленького поселка Прибрежный. Здесь нет ни пешеходного моста, ни удобного перехода и ограждения. Рядом с поселком огромный дачный микрорайон, и потому ежедневно дорогу переходят тысячи людей. Рядом другой поселок - Мастрюковские Озера. Каждое лето рядом проходит Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина. В летнюю пору поездов становится больше. Тысячи молодых людей приезжают на фестиваль. Опасность при переходе железной дороги увеличивается. Поэтому ребята из 146‑й школы разработали проект под громким и настораживающим (для пущей убедительности) названием - «Я выбираю жизнь». Они предложили целую систему безопасности на этом участке железной дороги. Это изготовление баннеров, предупреждающих знаков, пакетов методических материалов для дошкольников и младших школьников, памяток и видеороликов. Была составлена смета расходов. Нашли спонсоров, которые выделили 15000 рублей. Ребята встретились с представителями поселков, с руководителями Куйбышевской железной дороги. Их все поддержали. Руководство Куйбышевской железной дороги организовало сопровождение приезжающих на фестиваль авторской песни. Авторы проекта создали в Сети интернет-сообщество по пропаганде правил по безопасному поведению на железной дороге. Об этой инициативе самарских школьников писали газеты «Аргументы и факты», «Гудок», «Куйбышевский железнодорожник».
Социальное проектирование доказало, что детям вполне по силам реальные, настоящие, полезные дела. Их вершит энергия, свойственная подростковому возрасту. Бьющая через край, не находя выхода, при равнодушии взрослых она порой превращается в разрушительную стихию, которую, оказывается, можно превратить в созидательную. Это необходимо обществу, но прежде всего самим детям. Многие авторы социальных проектов, которые стали взрослыми, по-прежнему общественно активны, деятельны. Они и составляют ту часть гражданского общества, которая ответственна за все, что происходит вокруг них.