Известно, что дидактическая основа КСО - сотрудничество. Успешной формой организации коллективной деятельности обучающихся признаны пары сменного состава [1], [2]. Отличительными признаками, которые относятся к преимуществам работы в этой форме, являются:
- обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение материала;
- в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
- в процессе постоянной, активной деятельности включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
- каждый ребенок может проявить себя и чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;
- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.
Однако для участия в такой коллективной деятельности ребенку нужно уметь взаимодействовать со сверстниками, а значит, воспитателю сначала нужно создать условия для формирования у дошкольника умений и навыков работы в паре постоянного состава и лишь затем приступать к организации деятельности в парах сменного состава.
Именно такая логика была применена в дошкольной разновозрастной группе Пушнинской школы: обучение детей работе в парах сменного состава начиналось с обучения детей в парах постоянного состава.
Работа в парах постоянного, тем более сменного, состава способствует успешному формированию коммуникативных навыков, а также обеспечивает взаимоконтроль.
Основой работы в парах сменного состава является устное общение. При организации работы максимальное время совместной работы составляет не более 10 минут, затем эффективность снижается. Воспитателю в это время не следует требовать абсолютной тишины, так как в основе совместной работы лежит устное общение, налаживание контактов - дети должны говорить свободно. Следует обратить внимание на то, что, работая в паре, дети должны научиться слушать друг друга и проявлять взаимоуважение.
Особенность дошкольной группы «Пушнинская СОШ» в том, что в нее входят дети разного возраста - от 3 до 7 лет. Соответственно, и пары сменного состава разновозрастные.
Старшие дети в силу своего возраста и опыта в основном уже умеют работать в парах, поэтому они неплохо включаются в обучение младших дошкольников. Младшие учатся у старших правилам работы в паре, выполнению инструкций и руководств старших и, конечно, содержанию занятия - знаниям, умениям, навыкам. Старшие довольно успешно проявляют свои «педагогические» способности, приучаются к ответственности за себя и других и, естественно, закрепляют и развивают соответствующее содержание занятия.
Дети дошкольного возраста быстро утомляются (чем младше, тем быстрее). Плюсом работы детей в парах сменного состава является то, что при постоянных переходах от одного партнера к другому при смене пары утомляемость детей падает или уходит совсем, а значит, увеличиваются эффективность и познавательность проводимого занятия.
Нельзя не учитывать еще и тот факт, что дошкольники старшего возраста меньше общаются с младшими, больше уделяя внимание сверстникам. Работа в парах сменного состава позволяет налаживать контакт между детьми разного возраста. К тому же, когда ребенок более старшего дошкольного возраста примеряет на себя роль воспитателя, он в основном испытывает чувство гордости, ощущает свою значимость для детей, которых он сам может обучать. Для него создается ситуация успеха. Впрочем, в ситуации успеха на занятиях в технологии КСО обычно бывают все дети и воспитатель.

​Виктория НЯТТИЕВА, воспитатель дошкольной разновозрастной группы Пушнинской средней общеобразовательной школы Беломорского муниципального района Республики Карелия