- Эти направления невозможно разделить, потому что они представляют собой грани единого процесса, - ответила собеседница. - Но все же признаюсь, на сегодняшнем этапе приоритетными для меня являются вопросы административные.
Неудивительно, ведь Зухре Ханаховне досталось старое и обветшалое здание школы. В свое время это была большая школа-интернат с внушительной территорией, отдельными зданиями кухни и столовой, спальными помещениями, спортивным комплексом, мини-стадионом. Организация до сих пор носит имя Нургали Ильича Нагоева, ее основателя, участника Великой Отечественной войны и первого директора.
В 1990‑е годы интернат расформировали. За ненадобностью школа потеряла большую часть территорий, которые теперь отданы под другие муниципальные социальные объекты. В итоге она превратилась в небольшую школу. А вот проблемы ветхости и общего отставания накрепко прицепились к ней на долгий период.
Прежний директор просто физически ничего не успел сделать, к сожалению, слишком рано ушел из жизни. Прекрасно зная о блестящих организаторских качествах Зухры Архаговой, руководство города поручило ей «поднять школу». Тем более что свой педагогический путь она начинала именно в этих стенах - воспитателем группы продленного дня, учителем начальных классов, преподавателем русского языка и литературы. Так доросла до заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Всего 17 долгих и насыщенных лет. Трудилась бы в родной школе и дальше, но тут жизненный путь Зухры Архаговой делает поворот: ей доверено возглавить одну из дошкольных образовательных организаций города.
Она становится директором детского сада - прогимназии №5 Баксана. За период с 2008 по 2018 год благодаря ее таланту руководителя учреждение вошло в число образцово-показательных дошкольных организаций. В 2013 году прогимназия №5 вошла в число 100 лучших ДОУ Российской Федерации, а сама Зухра Архагова была награждена нагрудным знаком «Лучший директор года».
А в 2018 году вновь крутой поворот в профессиональной судьбе, и педагог возвращается в родную школу теперь уже в качестве директора.
- Пока мне приходится большую часть времени заниматься ремонтно-строительными вопросами, - продолжает наш разговор Зухра Ханаховна. - Недавно запустили новую большую столовую. На очереди открытие спортивного комплекса. По периметру школьной территории возведено новое металлическое ограждение в соответствии с нормами антитеррористической защиты. С начала года заменили старые окна на современные, пластиковые. Полностью обновили тротуар и фундамент школы. Что касается руководства педколлективом, то моя педагогическая карьера начиналась в этой школе, поэтому у меня большой опыт работы с моими учителями. Так что общий язык мы с сотрудниками находим легко и быстро. Да я и сама чувствую постоянную поддержку коллектива.
- Всегда ли у вас царит такая идиллия?
- Ну, идиллия - это, скажем так, для обложки, - смеется Зухра Архагова. - А за ней постоянная кропотливая работа с людьми. Разное бывает - и недопонимание, и конфликты. Коллектив - это ведь живой организм. Но главное все же в том, что мы в нашем коллективе добились слаженности и взаимопонимания. Руководитель просто обязан быть авторитетом. Иного сами педагоги не поймут и не примут, особенно при нашей южной ментальности. Но при этом, я считаю, необходима и та близость, которая предполагает понимание каждого работника и каждого ученика. Я должна знать, чем они живут, какая обстановка у них в семьях, чем они увлекаются, и даже сама немножко увлекаться их интересами. Без этого невозможен живой контакт с людьми.
Надо сказать, директора Зухру Архагову и ее школу уже заметили. Совсем недавно пришло приглашение посетить VIII Всероссийский образовательный форум «Школа будущего. Проблемы и перспективы современного образования в России». Также ее ждали на конкурсе «100 лучших школ России», который проходил осенью в Санкт-Петербурге, однако по объективным причинам у директора так и не получилось посетить мероприятие, о чем она, конечно, сожалеет.
- У нас в школе два основных общественных направления - спортивное и физкультурно-оздоровительное, а также патриотическое, - рассказывает Зухра Ханаховна. - Они живут и развиваются в нашей школе традиционно, не один год, так что не я стала их инициатором. Но с моим приходом, а вернее возвращением, стараюсь делать все, чтобы еще более поддержать и оживить эти направления. При школе работают секции настольного тенниса, волейбола и футбола. Остальные виды спорта наши ребята и девчата осваивают за пределами образовательной организации, в городских специализированных школах и секциях. Многие наши мальчики выбрали занятия тхэквондо, силовые виды спорта. Хочу заметить, что наши ученики добиваются довольно высоких результатов. А совсем недавно наш школьный учитель физкультуры и по совместительству тренер по настольному теннису Ахмед Гедгафов сумел на деле показать результаты своей работы: его воспитанник, юный теннисист Инал Тишков, занял первое место на первенстве КБР.
- Вы упоминали и про патриотическое направление.
- Главное патриотическое направление, в котором участвуют ученики нашей школы, - Российское движение школьников, оно сейчас активно набирает обороты. Залина Нырова, руководитель и куратор движения «РДШ», проводит большую работу, умеет активно и творчески увлечь ребят. Летом наши воспитанники принимали активное участие в военно-патриотической акции «Горсть памяти», которая проводится ежегодно 22 июня. По линии РДШ в мае 2019 года группа детей отправилась на Черноморское побережье, во Всероссийский детский центр «Орленок», на смену, которая называлась «Служу Отечеству», и финал молодежной военно-спортивной игры «Орленок». И знаете, от нас поехали только… девочки. Да-да, наш коллектив хрупких девчат поехал осваивать и показывать себя в сугубо, казалось бы, мужском деле службы Отечеству. Пришлось им там, судя по их воспоминаниям о смене, ох как непросто. Ведь без каких-либо скидок они должны были участвовать во всех военно-спортивных акциях, проводившихся в лагере! Но, к чести наших девушек, все справились на «отлично». Говорят, что к концу смены наши девочки из баксанской школы №5 стали всеобщими любимицами.
В этом же году в конце августа наши дети участвовали в патриотической акции «Российский триколор». В рамках движения «РДШ» и военно-патриотического движения мы систематически проводим уроки Мужества. Но я хочу заметить, что общественно-патриотическая деятельность нашей школы довольно широка. Вот один из примеров. С 5 июня по 30 сентября Минприроды России проводило ежегодный конкурс детского рисунка «Разно­цветные капли»-2019. В рамках темы «Времена года» в номинации «Осень» ученик нашей школы, десятилетний Адиль Тяжгов, стал одним из победителей Всероссийского конкурса детских рисунков, в котором принимали участие более 8 тысяч детей из 80 регионов России.
А еще я хочу сказать об участии в волонтерском движении. В декабре 2018 года на форум «Слет юных добровольцев» была отправлена делегат от нашей школы - ученица 3‑го класса Милана Нырова. Это была невероятная по своим масштабам акция. Тысячи неравнодушных людей со всех концов России и из-за рубежа подводили итоги Года волонтера. К участникам форума с приветственным словом тогда обратился Президент Российской Федерации В.В.Путин.
И, разумеется, нельзя не сказать о том, что наши дети принимают самое активное участие во всех нацио­нально-патриотических мероприятиях родного адыгского (черкесского) народа: это и дни памяти, и траурные мероприятия, и, конечно, национальные праздники.
- Зухра Ханаховна, вы руководите школой недолго, но есть ли уже уверенность в том, что справитесь, избавитесь от клейма «отстающая»?
- Одна однозначно не справлюсь. Но вместе с нашим слаженным педагогическим коллективом и нашими замечательными учениками, несомненно, мы преодолеем любое отставание.

Баксан, Кабардино-Балкарская Республика